Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские военные верфи продолжают получать детали в обход санкций через фирмы из Хорватии и Италии

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Туча» во время церемонии спуска на воду у причала Зеленодольского завода
Малый ракетный корабль проекта 22800 «Туча» во время церемонии спуска на воду у причала Зеленодольского завода Егор Алеев / ТАСС

«Северная верфь» в Санкт-Петербурге и Зеленодольский завод имени Горького в Татарстане, которые попали под санкции из-за действий России в Украине, нашли способ получать западные комплектующие, необходимые для строительства военных кораблей. В поставках участвуют фирмы из Хорватии, Италии и Латвии, выяснила «Русская служба Би-би-си».

Некоторыми такими компаниями подсанкционные верфи владеют совместно с партнерами из Евросоюза. При этом нужная продукция закупается не напрямую, а через схемы с посредниками, например по заказу предприятия «Морские пропульсивные системы».

Так, в таможенных данных фигурирует хорватская компания Adria Winch, которая специализируется на производстве палубного оборудования для гражданских и военных кораблей. Экс-глава фирмы Миливой Перузович рассказал изданию, что она работает в России более 20 лет. Изначально Adria Winch сотрудничала с «Северной верфью», а затем расширила свою деятельность, создав совместное предприятие с Зеленодольским заводом — «Адрия Винч Зеленодольск». 51% СП принадлежит судостроительной корпорации «Ак Барс», в которую входит завод, а 49% — хорватской компании.

Кроме того, у фирмы есть филиал в столице — «Адриа Винч в Москве», который регулярно поставляет европейские комплектующие для российских верфей. Например, в 2022 году через него были закуплены электрические реле гидравлической буксировочной лебедки, произведенные французским Schneider Electric, и запасные части для швартового шпиля, выпущенные немецким Spohn & Burkhardt. В последнем случае оборудование предназначалось для корабля проекта 23120. Это суда тылового обеспечения. Одно из них — «Всеволод Бобров» — принимало участие в боях за остров Змеиный в Украине.

Перузович рассказал, что продукция поставлялась в Россию не напрямую, а через посредников в третьих странах, в том числе в Турции и Китае. «Таково было наше решение — продолжать работу. Потому что санкции санкциями, а дела идут своим чередом», — заявил он. Всего с февраля 2022-го по июль 2023 года компании, связанные с Adria Winch и ее дочерними предприятиями, продали российским верфям запчастей на $1,2 млн.

Еще одной фирмой, которая ведет аналогичную деятельность, является итальянская Melcal. Расследователи выяснили, что компания поставила краны и запчасти к ним для вспомогательных судов ВМФ проекта 20360M, чья задача заключается в транспортировке и погрузке боеприпасов на корабли и подводные лодки в открытом море. Сейчас в России строятся два таких судна — «Геннадий Дмитриев» для Черноморского флота и «Владимир Пялов» для Балтийского.

Основным заказчиком деталей стало торгово-промышленное объединение «Кронштадт». Оборудование поставлялось через турецкие, китайские и гонконгские фирмы. В частности, в РФ поступали запчасти для атомоходов «Федор Ушаков» и «Евгений Примаков». Всего с октября 2022 по июль 2023 года российские судостроительные компании приобрели у Melcal продукцию на $255 тысяч.

Помимо этого, поставки для кораблей ВМФ шли через зарегистрированную в Латвии Marine Systems, владельцем которой в сентябре 2022 году числился Игорь Смолин. Про эту фирму ранее писали европейские расследователи. Смолин избавился от латышского актива, но продолжает контролировать российскую компанию с аналогичным названием «Марине системс», зарегистрированную в Санкт-Петербурге. Компания активно закупает судовое оборудование, произведенное в Германии, Японии и США, и в 2023 году показала рекордную прибыль в 11 млн рублей.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку