Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России могут узаконить использование подержанных запчастей для ремонта автомобилей

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Российские власти, на фоне появившихся из-за санкций проблем с поставками запчастей для иномарок и, как следствие, возникшего дефицита этой продукции, хотят узаконить использование подержанных запчастей для ремонта автомобилей. Соответствующие поправки в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» подготовил Минпромторг, пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу ведомства. 

Накануне вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин направил письмо (копия имеется в распоряжении «Известий») на имя главы Минпромторга Антона Алиханова, в котором, помимо прочего, указал, что сейчас в российском страховом сообществе активно обсуждается возможность использования б/у деталей для восстановительного ремонта автомобилей в рамках ОСАГО, отметив, что инициатива страховщиков недостаточно проработана. Шапарин обратился к Алиханову с просьбой разработать поправки в техрегламент, касающиеся использования для ремонта подержанных запчастей. 

Разработанные Минпромторгом поправки вводят перечень б/у компонентов, какие можно будет использовать при ремонте автомобилей, а какие — нет. Так, например, не подлежат повторному использованию подушки безопасности, автоматические или неавтоматические ремни безопасности в сборе, сидения (только в случаях, когда крепление ремней и/или подушек безопасности встроено в сидения). Нельзя будет использовать при ремонте подержанные устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колонку, иммобилайзеры (включая приемопередающие устройства и блоки электронного управления), каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также глушители системы выпуска.

В Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ) говорят, что при использовании подержанных запасных частей простои в ремонте автомобилей в России могут быть сокращены на 80–90% по сравнению со сроком ожидания новых деталей. Сейчас из-за проблем с поставками российским автовладельцам приходится ждать запчастей для иномарок до полугода. Дефицит, в частности, затрагивает двигатели, электронные блоки, кузовные позиции, детали интерьера, а также оригинальные компоненты, которые имеют VIN-номер (Vehicle identification number — код транспортного средства) и маркировку производителя. 

В Союзе автосервисов признают: товара не хватает, даже несмотря на отлаженные маршруты параллельного импорта. Поставщики, на которых давит санкционное законодательство, вводят дополнительные меры контроля за движением товара, а транзитные страны в скором времени могут и вовсе закрыть каналы поставок.

Согласно прогнозам, из-за накопившегося высокого спроса дефицит запчастей будет сохраняться до конца года. Одновременно с этим поднимутся и цены, которые с начала 2022-го уже выросли в среднем в два раза.

Проблемы испытывают даже владельцы китайских автомобилей, которым приходится ждать деталей для ремонта от 3 до 5 месяцев. Речь пока идет о крупных запчастях: коробках переключения передач, задних крыльях, кузовах и элементах салонов. «Быстрой логистики из Китая пока нет. И это отражается на сроках доставки таких деталей, как КПП, задние крылья, то есть тех, что дорого отправлять самолетом», — объяснил член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

Из-за отсутствия деталей чинить китайские автомобили приходится с помощью б/у запчастей. Доля таких деталей для автомобилей популярных марок уже достигает 40% от общего объема предложения.

Время ремонта автомобиля по ОСАГО сейчас в среднем составляет 50 рабочих дней с даты выдачи направления, говорит гендиректор консалтинговой компании в сфере страхования ООО «АСТ» Каро Карапетян. Однако, согласно законодательству, машина не может находиться на сервисе ремонта по ОСАГО более 30 рабочих дней. Поэтому организации вынуждены либо выплачивать клиенту деньги вместо восстановления авто, либо подписывать с ним соглашение о более длительных сроках ремонта.

Доля ремонта по ОСАГО из-за возросших сроков работ теперь составляет не более 3–5%, указывает управляющий партнер «ГТК Авто» Александр Сагун, добавляя, что в остальных случаях клиентам перечисляют деньги. Такая выплата, однако, перекладывает все проблемы с поиском и приобретением запчастей на самих автовладельцев, и гарантии, что сумма сможет покрыть стоимость необходимых деталей, нет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку