(Добавлен комментарий Сибура)
МОСКВА, 5 июн (Рейтер) - Сибур <IPO-SIBU.L>, крупнейший в РФ производитель и экспортер сжиженного углеводородного газа (СУГ), может увеличить перевалку СУГ через балтийский порт Усть-Луга в июне до 52.000 тонн с 43.000 тонн в мае за счёт фрахта новых танкеров-газовозов, сообщили два источника в отрасли.
Сибур вынужденно снизил экспорт через Усть-Лугу в первые месяцы текущего года в связи с истечением в декабре 2023 года долгосрочного (тайм-чартерного) контракта с судовладельцем Navigator Gas. Однако к июню, по данным трейдеров, компания смогла арендовать другие танкеры-газовозы для отгрузок СУГ.
Сибур не подтвердил аренду новых танкеров компанией, но сообщил, что объемы экспорта СУГ через Усть-Лугу будут зависеть от баланса внутреннего рынка и поставок на свои нефтехимические заводы.
«Объем поставок (СУГ) через Усть-Лугу будет определяться набором факторов, где логистическая составляющая - только один из них. Большее влияние на объемы оказывают спрос внутреннего рынка и наша собственная программа обеспечения нефтехимических производств компании», - сообщили в пресс-службе Сибура на письменный запрос Рейтер.
Терминал Портэнерго в Усть-Луге, загружаемый на 100% объемами Сибура, является одним из основных каналов экспорта СУГ из РФ - около четверти (0,88 миллиона тонн) от всех поставок на внешние рынки в объеме 3,61 миллиона тонн в прошлом году.
Сибур снизил перевалку СУГ через Усть-Лугу в январе-мае текущего года на 48% к тому же периоду 2023-го, до 202.000 тонн, после того как с компанией перестали работать танкеры-газовозы Navigator Leo (дедвейт 22.850 тонн) и Navigator Libra (дедвейт 22.900 тонн), которые перевезли 35-40% от всего объема СУГ из Усть-Луги в прошлом году, по данным системы слежения за судами LSEG.
Сибур с середины 2022 года из-за отказа европейских потребителей от закупок СУГ из РФ и постепенного ввода эмбарго начал перенаправлять объемы пропана и бутана на рынки Турции, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Танкеры-газовозы, используемые при отгрузках СУГ из Усть-Луги в настоящее время, Alcor, Alkaid и Uskudar, задействованы на маршруте в обход Европы в Турцию, на которую приходится более 90% отгрузок из Усть-Луги, и рейс занимает около четырех-пяти недель, что также ограничивает перевалку в Усть-Луге.
Удлинение транспортного плеча доставки снижает оборачиваемость танкеров и требует использования дополнительного тоннажа, говорят участники рынка.
«К Alcor, Alkaid и Uskudar могут добавиться танкеры класса MGC (medium gas carrier) Falcon и Negmar Min», - сообщил один из трейдеров.
Погрузка СУГ на танкер Falcon в объеме 20.000 тонн запланирована на начало июня, добавил другой источник в отрасли.
Танкер Falcon, по данным LSEG, принадлежит компании Delta overseas shipping, а Negmar Min, по данным трейдеров, - турецкой компании Negmar Denizcilik.
Связаться с Delta overseas shipping Рейтер пока не удалось. Negmar Denizcilik отказалась от комментариев.
ЭКСПОРТНЫЙ КАНАЛ
По предварительным данным, перевалка СУГ из Усть-Луги в июне может превысить 52.000 тонн, если Сибуру удастся привлечь больше танкеров. Так, согласно данным источников в отрасли, Российские железные дороги (РЖД) согласовали на июнь отгрузку СУГ с заводов Сибура в направлении порта Усть-Луга в размере около 86.000 тонн.
«По сути, Усть-Луга с дальнейшей отправкой СУГ в Турцию и другие страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) остается чуть ли не единственным каналом для увеличения экспорта из РФ», - отметил из трейдеров.
По оценке трейдеров, мощности перевалки СУГ в Усть-Луге составляют около 2,4 миллиона тонн в год, или 200.000 тонн в месяц, и в настоящее время задействованы всего на 20-25%.
«Снижаются прямые отгрузки по железной дороге в Польшу и будут снижаться в течение года из-за ввода эмбарго Евросоюза. Куда можно было перенаправить из Польши - уже перенаправили: в Китай, в южные порты, в Центральную Азию и другие регионы», - сообщил трейдер.
Дополнительная перевалка в Усть-Луге поможет преодолеть избыток продукта на внутреннем рынке, сказал он.
«Залили внутренний рынок - как Сибур, так и другие компании. Поэтому многие ждут, чтобы часть объемов ушла, в том числе через Усть-Лугу, и (оптовые) цены на СУГ в РФ можно было бы повысить», - добавил он.
Согласно расчетам Рейтер, основанным на данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), крупнооптовые цены на СУГ в РФ с начала года упали почти на 50% до 12.502 рублей с 23.759 рублей за тонну (с НДС).
Российские компании снизили железнодорожный экспорт СУГ в январе-апреле 2024 года на 10,5% по сравнению с январем-апрелем 2023-го до 1,19 миллиона тонн с 1,329 миллиона тонн из-за падения отгрузок через Усть-Лугу, Тамань и в Польшу.
СУГ используется в нефтехимии в качестве альтернативного нафте сырья для производства нефтехимической продукции, в качестве автогазового топлива, в коммунально-бытовом секторе для отопления и приготовления еды, в промышленности в качестве резервного топлива.
Сибур увеличил перевалку СУГ в Усть-Луге в 2023 году на 8% по сравнению с 2022 годом до 803.000 тонн, продолжая перенаправлять продукт из Европы в страны Африки, Ближнего Востока и АТР.
На долю Alcor и Alkaid в прошлом году пришлось около 30% от отгрузок СУГ из Усть-Луги, остальное - на танкеры-газовозы Uskudar (10,9%), Cerro Alto Explorer (7,7%), Innovator (5,5%), Guadalupe Explorer (5,3%) и Eco Dream (2,0%), использовавшиеся при перевалке из Усть-Луги на эпизодической основе.
Газовозы ледового класса - Alcor (бывший Sibur Tobol) дедвейтом 22.750 тонн и Alkaid (бывший Sibur Voronezh) дедвейтом 22.750 тонн ранее принадлежали Совкомфлоту.
Совкомфлот в мае 2022 года в условиях санкционного давления продал газовозы Alcor и Alkaid компании Al Seer Marine из Абу-Даби (ОАЭ).
Танкер-газовоз класса MGC Uskudar (номер IMO - 9369760), по данным LSEG, принадлежит турецкой Uskudar shipping inc.