Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Чиновники РФ за год поменяли свое отношение к повышению налогов

(Изменена структура первого и третьего абзацев, остальной текст без изменений)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 июн (Рейтер) - Российские власти, которые называли контрпродуктивным для экономики увеличение налоговой нагрузки на бизнес и предупреждали о рисках таких шагов, спустя год нашли плюсы в повышении налогов после того, как дали старт крупнейшей налоговой реформе в РФ.

Год назад на экономическом форуме в Санкт-Петербурге чиновники предупреждали, что если не сократить расходы казны, единственной альтернативой останется повышение налогов. За увеличение дефицита бюджета заплатят население и бизнес, либо за счет повышения инфляции и роста процентных ставок, либо за счет повышения налогов, предостерегал глава Минфина Антон Силуанов.

С тех пор бюджетные расходы на фоне продолжающейся более двух лет «спецоперации» России в Украине выросли еще сильнее, инфляционное давление не ослабевает, ключевая ставка почти полгода находится на высоком уровне 16% и обсуждается ее дальнейшее повышение, а власти предложили повысить фискальную нагрузку на бизнес и обеспеченных россиян.

Собравшись в четверг на традиционную сессию в рамках очередного Петербургского форума, посвященную перспективам российской экономики, чиновники заявили, что налоговая реформа может принести пользу.

«Важен вопрос, у кого забираем и на что тратим. То есть это вопрос уже не просто повышения налоговой нагрузки, а структурного изменения в экономике», - сказал замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин.

«В отличие от ситуации прошлого года, те средства, которые сейчас будут мобилизоваться, направляются на программы развития, которые будут для того же бизнеса создавать инфраструктуру, связанную с внешними рынками, улучшать качество подготовки кадров и решать те проблемы, которые бизнеса касаются. Поэтому в увязке это перераспределение - это не просто повышение, это уже более сложная конструкция, которая даст положительный результат», - добавил он.

Год назад Орешкин говорил, что повышение налогов на бизнес - «просто контрпродуктивно» и что «государство от замедления экономики потеряет больше доходов, чем гипотетический выигрыш от повышения налогов».

В свою очередь министр экономического развития Максим Решетников сказал в четверг, что повышение налогов на бизнес может позитивно сказаться на инвестициях при правильной настройке стимулирующих механизмов.

«Если говорить о влиянии налоговых изменений на инвестиции, то в общем и целом оно может оказаться позитивным. Если мы правильно донастроим те механизмы, которые сейчас заложены - это федеральный инвестиционный налоговый вычет, это два типа региональных инвестиционных налоговых вычетов, которые в налоговом кодексе существуют. И если мы дадим регионам дополнительные ресурсы на это, то в общем и целом мы можем, не потеряв в темпах экономического роста, существенно добавить в его качестве за счет того, что инвестиции пойдут в те отрасли, которые нам необходимы», - сказал Решетников.

В 2023 году глава Минэкономразвития говорил, что «любое увеличение налоговой нагрузки на бизнес подорвет инвестиции и будет прямым вычетом из экономического роста».

Российские власти, объясняя необходимость налоговых изменений, которые должны принести в казну 2,6 триллиона рублей дополнительных доходов в 2025 году и 17 триллионов рублей до 2030 года, сделали упор на обеспечение «справедливости», однако аналитики видят в этой версии изъяны, предупреждая, что от повышения НДФЛ пострадает прежде всего работающий средний класс, а рост налога на прибыль ударит по инвестиционной активности компаний.

«ЭТОМУ ДАЛА, ЭТОМУ НЕ ДАЛА»

Чтобы подсластить бизнесу горькую пилюлю от повышения налоговой нагрузки, правительство пообещало в качестве компенсации инвестиционные вычеты из налога на прибыль, о которых неоднократно

просили

предприниматели, однако в четверг чиновники дали понять, что бизнес не получит то, на что рассчитывал.

В отличие от основных налоговых изменений, которые правительство уже прописало в поправках в Налоговый кодекс и внесло в Госдуму, параметры инвествычетов и требования к получателям еще не определены и будут устанавливаться правительством отдельно.

«Нас не может не беспокоить неопределенность того, каким будет федеральный инвестиционный вычет. Мы предлагали сделать его глубоким, серьезным, чтобы инвестируемая часть прибыли (возвращалась) не по принципу сороки-белобоки - этому дала, он воду носил, этому дала и т.д... Принцип, что будем давать либо технологически активным компаниям, либо приоритетным отраслям, это принцип сказки про сороку-белобоку», - сказал на налоговой сессии президент ассоциации крупных предпринимателей РСПП Александр Шохин.

По его словам, поощрять федеральным инвестиционным вычетом надо любые инвестиции в основной капитал, в технологическое перевооружение, в территории присутствия, в образование, в здоровье работников, инвестиции в рамках групп компаний.

«Хотелось бы уже сейчас получить торжественное обещание перед лицом товарищей, что это будет действительно глубокий инвестиционный вычет», - обратился Шохин к Силуанову и Решетникову.

«Решетников скажет на инвестиционный вычет дадим 300-400, может, даже 500 миллиардов рублей, Минфин скажет - 100 миллиардов рублей хватит, больше не дадим, и будет распределение исходя из этого. Мы начиная со встречи с президентом в ноябре прошлого года пытаемся доказать, что надо стимулировать инвестиционную активность, как таковую», - взывал глава РСПП, говоря о том, что вычеты за инвестиции должны быть автоматическими.

Однако Решетников дал понять, что это невозможно, и баланс надо будет искать с учетом темпов развития экономики и имеющихся у государства ресурсов.

«Сложный будет разговор. Я не думаю, что все запросы Александра Николаевича (Шохина) нам удастся удовлетворить», - сказал глава Минэкономики.

«Нам придется таргетировать инвестиции, нам придется выделять приоритеты. Объемы и глубина инвествычета не будут автоматическими, их придется определять в каких-то параметрах и под эти параметры выделять приоритеты».

Силуанов сказал, что власти стремились сделать так, чтобы налоговые корректировки были сбалансированными для всех категорий налогоплательщиков, а сбалансированность бюджета, которую поможет обеспечить дополнительный приток денег от повышения налогов, уже очень важна, так как будет способствовать снижению процентных ставок. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку