ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ/ПАРИЖ, 26 июн (Рейтер) - «Ну это же Франция», - так Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии в то время, объяснил в 2016 году решение Брюсселя дать свободу действий крупному члену-основателю Европейского союза в отношении бюджетных правил блока.
Париж получал послабления даже тогда, когда ЕС переживал кризис суверенного долга, который едва не потопил единую валюту и заставил более маленькие страны с большими долгами, такие как Греция и Португалия, перейти к всеобъемлющей жесткой экономии.
Но всякое снисхождение к французам может закончиться, если в результате внеочередных выборов во Франции будет сформировано евроскептическое, ультраправое правительство, которое может обострить отношения с другими европейскими столицами и подвергнуть испытанию сами основы большого проекта зоны евро.
Партия Марин Ле Пен Национальное объединение заверяет, что не будет подрывать государственный бюджет. Но остаются вопросы о том, как крайне правые собираются финансировать дорогостоящие планы расходов в рамках недавно введенных бюджетных правил еврозоны и сможет ли Европейский центральный банк прийти на помощь Парижу, если финансовые рынки ополчатся против Франции.
«Если стране позволят просто игнорировать правила и при этом получать помощь от центрального банка, у вас возникнут большие сомнения относительно будущей стоимости евро и единства еврозоны», - сказал Хольгер Шмидинг из Berenberg.
Подобные опасения не входят в официальную повестку дня саммита ЕС в четверг. Но поскольку Национальное объединение лидирует в предвыборных опросах накануне первого тура 30 июня, коллеги президента Эмманюэля Макрона не могут не думать об этом.
Высокопоставленные источники в правительстве Германии сообщили, что их встревожило неожиданное решение Макрона назначить выборы, которые могут закончиться формированием правительства ультраправых. Один из них сравнил это решение с неудачной затеей премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который объявил референдум о выходе из ЕС, что вопреки ожиданиям привело к брекситу.
В Италии, имеющей еще больший, чем Франция, уровень долга, оттенок злорадства компенсируется опасениями, что политический кризис может перекинуться из Франции через Альпы, сказал Франческо Гальетти из Policy Sonar.
Отмар Иссинг, первый в истории главный экономист ЕЦБ и один из архитекторов зоны евро, сравнил долги Италии и Франции с дамокловым мечом, неумолимо висящим над валютным союзом.
«Вы можете подергать за ниточку, на которой он держится, но она тонка», - сказал он.
Даже Греция не готова давать Франции поблажки: глава центрального банка Яннис Стурнарас подчеркнул, что все страны-члены должны соблюдать правила ЕС.
БОЛЬШЕ НИКАКИХ ПОБЛАЖЕК
Опросы указывают на то, что Национальное объединение станет крупнейшей партией в парламенте, с абсолютным большинством или без него, и неловкое сосуществование с Макроном в Елисейском дворце продлится вплоть до президентских выборов 2027 года.
Налогово-бюджетная репутация Франции уже находится под угрозой: Международный валютный фонд задается вопросом, как Париж сможет сократить бюджетный дефицит, составляющий около 5,1% в этом году, и уже два агентства понизили кредитный рейтинг страны.
В действительности фискальные грешки Франции начались не с Макрона. На протяжении 25 лет с момента вступления в силу правил еврозоны дефицит бюджета превышал установленные ЕС 3%.
Бриджит Гранвиль, экономист лондонского Университета королевы Марии и автор книги «Чем больна Франция?», считает, что отказ страны в 1990-х годах от предложения Германии о более тесном политическом союзе отражает желание сохранить суверенитет над своими финансами.
Она ожидает, что Национальное объединение, которое уже давно отказалось от призывов выйти из зоны евро, которая устраивает французского избирателя, в случае прихода к власти умерит свою риторику до той степени, которая нужна, чтобы угодить руководству ЕС.
«У них нет выбора, если только они не хотят отказаться от евро», - сказала Гранвиль.
Подобные заявления партии успокоили инвесторов, и они теперь требуют премию в 70 базисных пунктов за владение 10-летними французскими бондами, а не их более безопасными немецкими аналогами - это далеко от пиковых значений в 190 пунктов для Франции и почти 560 пунктов для Италии во время долгового кризиса 2011 года.
Главный экономист ЕЦБ Филипп Лейн сказал Рейтер, что движения на рынке французских гособлигаций не выглядят беспорядочными, то есть не отвечают одному из условий для вмешательства ЕЦБ.
УРОКИ ИСТОРИИ
Наблюдатели ссылаются на поучительные истории - от Греции, где левое правительство поддалось финансовым и политическим давлением и было поставлено на колени, до Великобритании, где премьер-министр Лиз Трасс скоропостижно ушла в отставку после представления бюджета, который не понравился инвесторам.
Большинство аналитиков подчеркивают, что у ЕЦБ есть инструменты для предотвращения распространения французского кризиса путем покупки облигаций других стран, соблюдающих налогово-бюджетные рамки ЕС - это значит, что в трудную минуту Париж может оказаться в изоляции.
«Конечно, существует вероятность того, что Франкфурт вмешается, если проблемы Франции будут иметь какие-то внешние негативные последствия для других стран, например Италии», - сказал бывший член правления ЕЦБ Эвальд Новотны.
Один из чиновников ЕС назвал Рим примером для Парижа после того, как премьер-министр Джорджа Мелони снизила градус своей антиевропейской риторики после избрания в 2022 году.
Это, наряду с ее поддержкой позиции ЕС в отношении конфликтов в Украине и секторе Газа, помогло Италии удержать Еврокомиссию и финансовые рынки на своей стороне, несмотря на неоднократное повышение прогнозов о дефиците бюджета.
Джеромин Цеттельмайер, директор брюссельского аналитического центра Bruegel, считает, что риторика партии Национальное объединение пока не говорит о том, что она стремится к серьезной конфронтации с Еврокомиссией.
Однако, по его словам, если представители ультраправых возглавят ключевые министерства, они могут помешать ЕС в реформировании энергетических рынков, «зеленом» энергопереходе и повышении конкурентоспособности блока путем реформирования рынков капитала.
«Если ультраправые будут избраны, это будет плохой новостью для интеграции ЕС, потому что они будут контролировать правительственные посты, связанные с большинством аспектов разработки общеевропейской политики», - сказал он.
«Вопрос в том, будет ли это обратимо или останется фактом бытия».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Франческо Канепа, Ли Томас при участии Марии Мартинес и Андреаса Ринке в Берлине, Гэвина Джонса в Риме, Лефтериса Пападимаса в Афинах, Филипа Бленкинсопа в Брюсселе, Ёрюк Бахчели и Марка Джонса в Лондоне. Перевела Ая Лмахамад)