Потерявший две трети экспорта и получивший рекордный в своей истории убыток «Газпром» может лишиться последней выручки на европейском газовом рынке.
Оставшиеся покупатели российского газа в ЕС получили предупреждение, что их платежи в адрес «Газпрома» могут быть арестованы, сообщает Reuters со ссылкой на три знакомых с ситуацией источника.
По словам собеседников агентства, конфискации денег, которые европейские компании платят за российский газ, добивается польский энергоконцерн Orlen. Около месяца назад он направил письма австрийской OMV, венгерской MVM CEEnergy, а также словацкой SPP — трем компаниям, продолжающим получать газ «Газпрома».
В письмах Orlen ссылается на решение суда в Варшаве и необходимость компенсировать убытки, которые польская компания понесла от прекращения поставок российского газа в 2022 году.
«Дочка» Orlen — компания Europol Gaz, управлявшая польским участком трубопровода «Ямал-Европа», — в мае 2023 года подала иск к «Газпрому» на 6 млрд злотых, или $1,45 млрд, требуя возместить потери из-за нарушения условий контрактов. Теперь Orlen добивается ареста денег, которые причитаются «Газпрому». От венгерской MVM CEEnergy, в частности, польская компания требует $350 млн, рассказал один из источников Reuters.
Чтобы избежать блокировки платежей, на которую «Газпром» может ответить прекращением поставок, власти Венгрии в срочном порядке приняли норму, защищающую газовые расчеты от претензий третьих стран. Аналогичный закон принял парламент Словакии, сообщила в начале недели SPP: согласно документу, в стране запрещено накладывать арест на газ в газотранспортной системе или платежи за него.
Тем не менее будущее российских газовых поставок в ЕС и платежей за них остается неясным, считает аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Помимо польской Orlen ареста платежей может добиваться немецкий концерн Uniper — в прошлом крупнейший клиент «Газпрома» в Германии и один из инвесторов проекта «Северный поток — 2».
В начале июня Международный арбитраж в Стокгольме удовлетворил иск Uniper к «Газпрому» и обязал российскую компанию выплатить более 13 млрд евро ($14 млрд) за прекращение поставок газа в ФРГ. Согласно вердикту арбитража, все средства, которые могут быть взысканы с «Газпрома», будут поступать непосредственно правительству Германии, которое стало владельцем Uniper после того, как компания оказалась на грани банкротства.
Сохраняются риски, что на платежи в адрес «Газпрома» могут быть наложены обеспечительные меры, считает Блохин: это, в частности, может произойти в Австрии, где национальный газовый оператор OMV в конце мая сообщил о попытках «перехвата» платежей в адрес «Газпрома».
Российской компании сложившаяся ситуация сулит дальнейшее сворачивание деятельности в Европе, предупреждает Блохин.
В прошлом году «Газпром» прокачал на европейский рынок лишь 28 млрд кубометров газа — минимальный объем с конца 1970-х годов. Его совокупный экспорт составил лишь 69 млрд кубов и стал самым низким с 1985 года. Впервые с конца 1990-х «Газпром» завершил год с чистым убытком по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а его размер — 629 млрд рублей — стал рекордным за всю историю компании.