Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России зафиксировали всплеск скрытой безработицы и резкий скачок долгов по зарплатам

Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва»

Вслед за ухудшением ситуации в экономике на российских предприятиях начали стремительно расти долги по зарплате и скрытая безработица, сообщили «Ведомостям» в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). По данным мониторинга входящих в федерацию организаций, долги по зарплате за июль выросли на 25% — до 1,7 млрд руб., а число работников, находящихся под риском увольнения, увеличилось в 1,5 раза к аналогичному периоду прошлого года. Также на треть выросло количество рабочих мест в простое. При этом абсолютные цифры в ФНПР не назвали.

Согласно данным Росстата, по состоянию на конец мая задолженность предприятий по зарплате выросла в 3,4 раза год к году — до 1,66 млрд руб. (без учета малых и средних компаний). В то же время ежемесячный мониторинг Роструда показал, что доля работников, находившихся в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, выросла с 9,1% в июне до 14,4% к середине июля. В частности, по данным органов службы занятости, на 15 июля в таком режиме работал 51 901 человек. Наиболее ярко тенденция проявляется в таких промышленных регионах, как Ярославская, Московская, Самарская, Ульяновская области и Республика Татарстан. Вместе с тем доля работников в простое выросла с 8,6% в июне до 11,1% в июле (39 772 человека), следует из данных Роструда. В свою очередь к увольнению в июне было заявлено 20,4% от среднесписочной численности работников в мониторинге (73 572 человека), хотя месяцем ранее показатель находился на уровне 16,7%.

Основной причиной роста долгов по зарплате в ФНПР назвали высокую ключевую ставку Центробанка — она снижает возможность предприятий взять кредит на операционные расходы, в том числе на выплату зарплат. Одновременно с этим кратное сокращение объема заказов у предприятий вынуждает их оптимизировать свою структуру, добавила вице-президент бизнес-объединения Елена Дыбова. «Если раньше это [оптимизация] происходило из-за нехватки сотрудников, то теперь — из-за нехватки денег», — пояснила она. По ее словам, предприятия оказались в сложной ситуации — все они помнят про острый дефицит кадров и будут вынуждены сохранять наиболее ценных и профессиональных специалистов, сокращая остальных. Дыбова уточнила, что рост скрытой безработицы остановится, когда в «экономике появятся деньги».

Наиболее выражена скрытая безработица в автопроме, где наиболее распространены неполный рабочий день и сокращенная трудовая неделя, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. «Это по цепочке распространяется на производителей узлов, деталей автомобилей, для них спрос тоже сокращается, начинают проседать те, кто предоставляет им материалы», — отметил зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Такая же ситуация, по его словам, у строителей: нет возможности брать кредиты по текущей ставке, поэтому некоторые находятся в предбанкротном состоянии, а отдельные компании сокращают персонал.

В России работодатели чаще прибегают к сокращению продолжительности рабочего времени и снижению зарплат работников, а не к их увольнению, говорит старший научный сотрудник Центра ИНСАП ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок. По его словам, с продолжающимся замедлением экономики эти практики будут еще более распространенными.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку