Российские власти вместо полной блокировки YouTube, скорее всего, сначала задействуют другую ограничительную меру — ограничение скорости доступа. Об этом в пятницу сообщил зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.
По его словам, к сценарию замедления YouTube следует готовиться всем, кто работает с платформой, аудитория которой в РФ превышает 90 млн человек.
Горелкин напомнил, что законопроект о запрете рекламы в заблокированных соцсетях, который внесен на рассмотрение Думы, затронет YouTube даже в случае замедления его скорости. «Поскольку вариант с замедлением YouTube представляется более реалистичным, чем полная его блокировка, этот сценарий нужно держать в голове всем, кто вовлечен в эту деятельность», — написал депутат в своем телеграм-канале.
Учения по замедлению YouTube уже проводятся, считают эксперты проекта «На связи». Их последний раунд состоялся в январе, когда пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского и Хабаровского краев, Пензы, а также из Республики Татарстан и Свердловской области массово жаловались на проблемы с загрузкой видео.
Эксперты «На связи» тогда отмечали, что происходящее похоже на замедление Twitter, которое Роскомнадзор начал проводить в марте 2021 года: доступ к сайту сохранялся, но пользоваться им полноценно стало невозможно. Спустя год — в марте 2022-го — власти заблокировали Twitter за отказ удалять контент, «распространение фейков» и неисполнение требований закона о приземлении.
По данным «Медузы», за блокировку YouTube выступает первый заместитель главы АП, куратор информационного блока Кремля Алексей Громов, который среди прочего курирует работу провластных и пропагандистских СМИ. Его поддерживают силовики, требующие «полного контроля над информационным пространством». Однако против политический блок администрации президента, возглавляемый Сергеем Кириенко, а также многие члены кабинета министров, утверждали источники «Медузы».
Холдинг VK еще в марте 2023 года начал договариваться с крупными операторами связи об установке на их сетях серверов для ускорения загрузки видеоконтента на случай блокировки YouTube, писал Forbes со ссылкой на три источника на телекоммуникационном рынке. По их словам, компания создает собственный CDN-сервис (Content delivery network, «сеть доставки контента»), представляющий собой распределенную сеть серверов, на которых хранятся копии востребованного контента. За счет сервиса контент загружается не с центрального сервера, а из ближайшей точки присутствия CDN.