Россияне спешат успеть взять кредит до того, как власти еще сильнее закрутят гайки в розничном кредитовании. Очередной рекорд установлен в автокредитовании — перед сворачиванием льготных программ и повышением ставок.
Прирост автокредитов в мае — 98,5 млрд руб. — стал максимальным с начала 2018 г., когда Центробанк начал публиковать эту статистику, сообщил ЦБ. Выдачи автокредитов, по данным Frank RG, в этом месяце тоже были максимальными — 230 млрд руб. Предыдущие рекорды были установлены в марте, перед повышением утилизационного сбора, следует из данных регулятора и Frank RG: 91,7 и 224 млрд руб. соответственно.
В июне выдачи сократились, показали предварительные данные «Автостата» и Frank RG, полученные от крупнейших автокредитных банков. По сравнению с маем за месяц количество выданных автокредитов на новые автомобили уменьшилось на 18%, а сумма — на 10%. Количество и сумма выданных автокредитов на автомобили с пробегом снизились на 1% и 3% соответственно. Всего в июне выдано 218 млрд руб. автокредитов.
Рынок, похоже, постепенно охлаждается. В начале июня завершилась программа льготного кредитования на покупку автомобилей российского производства, а с июля ужесточились условия выдачи автокредитов, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Центробанк пытается остановить охвативший население кредитный бум и впервые распространил ограничения на автокредитование для заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН, отношение платежей по кредитам к доходам) более 50%.
Это скажется на продажах автомобилей, опасается Удалов. По его словам, рост автомобильного рынка очень сильно поддерживался автокредитованием — поэтому продажи новых автомобилей стали снижаться. В июне они упали на 2,2% к маю, до 124 394 штук. Немного сократился даже рынок автомобилей с пробегом, более устойчивый к изменению условий автокредитования, — на 1%, до 508 000 автомобилей.
Участники авторынка ждут, на сколько ЦБ повысит ключевую ставку в июле. Это будет очень важной историей, говорит Удалов. С ним согласен старший вице-президент офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Юрий Туринов. Позитивным прогнозом он считает повышение ставки до 18%: тогда ставки автокредитования вырастут до 25%. А если — и такой вариант лично он считает возможным — ставка ЦБ вырастет до 20%, это взвинтит ставки по автокредитам вплоть до 35%. Целиков надеется, что скачок будет меньше.
Удалов считает июньские результаты Lada (продажи упали на 14,5% по сравнению с маем, до 34 199 штук) демонстрацией того, как реагируют на снижение автокредитования самые чувствительные к цене покупатели: покупатели Lada остро реагируют на любое повышение цены. АвтоВАЗ в мае поднимал цены на 4–7% — но только на некоторые модели, в основном на Niva. Самые продаваемые автомобили — все семейство Lada Vesta и самые популярные версии Lada Granta — не подорожали. Так что дело все же в кредитах. В результате лидер российского рынка новых автомобилей снизил долю до 31% с майских 35%, что позволило китайским брендам установить рекорд: их доля в продажах превысила 61%.
Автомобильный рынок на распутье: если еще недавно тенденции его развития были более-менее понятны, то сейчас крайне сложно предположить, что будет с продажами — то ли упадут ниже 120 000 штук в месяц, то ли вернутся к весенним показателям в 130 000–140 000 штук в месяц, рассуждает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Если рынок новых автомобилей снизится и в июне, придется переписывать прогнозы на год — на запланированные продажи в 1,5 млн новых автомобилей рассчитывать уже не получится, заключает он.