Грузоперевозчики заявили о сбоях в работе тахографов и бортовых устройств системы для большегрузов «Платон», на работу этих приборов влияют установленные военными средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), пишет РБК со ссылкой на ассоциацию грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
«Я в данный момент нахожусь в поездке по регионам и сам ощущаю воздействие РЭБ. Например, я еду 100 км/час, а навигатор показывает 0 км/час. В этот момент я проезжаю мимо какой-нибудь нефтебазы, которая, очевидно, обеспечена защитой. Защита — это хорошо, но перевозчики получают необоснованные штрафы, нужно как-то лояльнее к нам относиться», — заявил президент ассоциации Владимир Матягин. «Грузавтотранс» направил соответствующую жалобу в Минтранс.
По его словам, один из коллег Матягина получил за три месяца 65 штрафов из-за сбоев в работе систем. Особенно проблема актуальная для прифронтовых регионов. В обращении президента ассоциации подчеркивается, что тахографы регистрируют скорость движения, режим отдыха водителей через спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS. От воздействия РЭБ они могут выдать некорректную информацию и выйти из строя. Похоже ситуация и с системой «Платон».
«При воздействии РЭБ система контроля „Платона“ отключается и фиксируется отключение прибора, что недопустимо», — отмечается в обращении. В «Грузавтотранс» предложили отменить контроль и выписки штрафов по тахографам и «Платону» до окончания войны.
В «Платоне» РБК рассказали, что оператор не располагает информацией о возможном влиянии РЭБ на средства системы. «Привлечение к административной ответственности в данном случае относится к компетенции Ространснадзора. При этом оператор СВП „Платон“ всегда идет навстречу грузоперевозчикам и готов совместно с Ространснадзором в частном порядке рассматривать спорные случаи», — добавили в компании.
Первый замглавы Минтранса Валентин Иванов заявил «Грузавтотрансу», что Генштаб и ФСБ России опровергают информацию о том, что развернутые Минобороны средства РЭБ подавляют спутниковую навигацию и могут повредить тахографы и устройства «Платона».
В свою очередь, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль сообщил РБК, что средства радиоэлектронной борьбы влияют на работу систем спутниковой навигации. «Нам тоже неоднократно перевозчики жаловались, на тему „Платона“ в первую очередь. Средства РЭБ нужны для глушения сигналов, — без разницы, сотовая ли это сеть или спутниковые сигналы. А РЭБ сейчас установлены во многих местах, например, где оборонные предприятия», — сказал Коваль.
Он добавил, что раньше такая проблема наблюдалась в Белгородской области и других приграничных регионах, то теперь перевозчики сталкиваются с такой ситуацией в центральной и европейской частях страны.
«Аналогичная ситуация с перевозкой опасных грузов с пассажирами, я думаю, тоже. Просто у нас информации нет. У „опасников“ (перевозчики, возящие опасные грузы) обязательна установка аппаратуры навигации ГЛОНАСС. Данные о передвижении этих машин должны автоматически передаваться в Ространснадзор», — подчеркнул эксперт.
По мнению научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, вопрос применения средств РЭБ лежит вне компетенции транспортного ведомства, а технически эту проблему решить невозможно.
«От этого страдают не только грузоперевозчики, весь таксомоторный транспорт в городах зависит от навигаторов, они тоже жалуются», — пояснил он.