Операция по обмену заключенными, которая была проведена 1 августа, касается исключительно освобождения людей, которых на Западе считают невинно осужденными. США и Германия стремились вытащить из российских тюрем своих граждан и также помогли нескольким российским политическим заключенным. Делать выводы о возможном улучшении отношений между США и Россией на основании этого обмена не стоит, пишет The New York Times.
Владимир Путин хотел вернуть в Россию Вадима Красикова, осужденного в Германии на пожизненное заключение за убийство полевого командира, который воевал против России в чеченской и грузинской войнах. Красиков также совершил несколько заказных убийств в России. Настойчивость Путина, который не соглашался ни на одно предложение об обмене без участия Красикова, заставляет западные спецслужбы считать, что тот хорошо знает российского президента и близок ему. По их мнению, он мог быть охранником Путина еще в 1990-е гг. в Петербурге, пишет The Wall Street Journal. Он также в качестве сотрудника ФСБ помогал бывшему президенту Украины Виктору Януковичу и, видимо, входил в группу снайперов, которая начала стрелять по демонстрантам на киевском Майдане в феврале 2014 г.
Немецкая Bild также сообщает: как предполагают западные разведки, киллер обладает знаниями, опасными для Путина, с которым он был тесно связан в прошлом. Считается, что в 1990-е гг. он работал на мэра Петербурга Анатолия Собчака и его заместителя Путина и принимал меры против их политических оппонентов. Собчак скоропостижно скончался через несколько недель после вступления Путина в должность президента в 2000 г. «Имеет ли Красиков отношение к предполагаемому убийству политического наставника Путина? И не ведет ли след к самому Путину? Западная разведка подозревает именно это и предполагает, что как раз поэтому Путин так настойчиво боролся за освобождение Красикова», — пишет Bild.
Решение о выдаче Красикова далось немецкому правительству нелегко, признала министр иностранных дела Анналена Бербок. «Сегодня день облегчения», — сказала она в эфире Bayerischer Rundfunk, но обмен был «весьма непростой дилеммой», поскольку пришлось освободить «наемного убийцу».
В свою очередь, США очень долго боролись за освобождение бывшего морского пехотинца Пола Уилана, несправедливо осужденного, по их мнению, в 2018 г. Его не удавалось включить ни в один обмен. Когда же в марте 2023 г. по обвинению в шпионаже был арестован корреспондент The Wall Street Journal Эван Гершкович, задача США еще больше усложнилась. Путин фактически взял журналиста в заложники, чтобы усилить давление на западные страны и вернуть Красикова.
Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил госсекретарю Энтони Блинкену, что Гершковича взяли с поличным, рассказал The New York Times человек, знакомый с их телефонным разговором. Блинкен назвал обвинение в шпионаже возмутительным и ложным. «Мы оба взрослые люди», — заявил он Лаврову, добавив, что тот знает: США не используют журналистов для шпионажа.
Но именно об этом постоянно рассказывает Путину Служба контрразведки ФСБ и ее руководитель Владислав Меньщиков, предложивший арестовать Гершковича. Она сообщает, какие именно материалы готовят работающие в России иностранные журналисты, а их критические статьи описывает как «антироссийские действия», организованные Вашингтоном, рассказала WSJ.
В результате Вашингтону пришлось придумывать сложную схему обмена, которая включала заключенных из шести стран — России, США, Беларуси, Словении, Норвегии и Польши. Встречи сотрудников ЦРУ и ФСБ проходили в столице ближневосточного государства, а сам обмен состоялся в Анкаре.
На дипломатических усилиях по прекращению войны в Украине он не скажется, заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан:
С нашей точки зрения, они [переговоры] идут по разным направлениям.