Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) предупредила о резком подорожании автомобилей в связи с планами правительства по индексации утилизационного сбора. Такие меры грозят тем, что в 2030 году машину смогут купить только 5-7% россиян, заявил РБК исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.
По плану кабмина, повышение утильсбора будет поэтапным. Первая индексация на 70-85% ожидается 1 октября. Затем платеж предполагается увеличивать на 10–20% каждый последующий год вплоть до 2030-го.
Чикин напомнил, что за 2,5 года после начала войны с Украиной легковые автомобили уже подорожали вдвое. По его оценке, из-за роста утильсбора к 2030 году цены взлетят еще на 100%, поскольку производители закладывают издержки в себестоимость продукции.
«Если в 2014 году каждый третий россиянин (33%) из числа приобретающих автомобили мог позволить себе купить новый, то в 2023 году эта цифра снизилась до 14%. По прогнозу РоАД, к 2030 году с учетом запланированных темпов увеличения утильсбора число россиян, способных приобрести новый автомобиль, сократится до 5–7%», — отметил Чикин.
Он добавил, что вопрос стоимости автомобиля также является вопросом выживания дилерских сетей, число которых может сократиться при резком росте цен.
В связи с этим РоАД направила письмо Минпромторгу и Минфину, в котором попросила разъяснить, кому и в каком объеме направляются средства компенсации утильсбора. Также автодилеры хотят узнать условия, порядок и размеры получения этой компенсации для производителей, которые только планируют начать выпуск автомобилей в России.
«Мы пытаемся разобраться, куда направляется утильсбор, который как таковой сбором на утилизацию не является, так как его размер превышает стоимость производства и никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию», — подчеркнули в ассоциации.
В Минпромторге и Минфине сообщили, что обращение будет рассмотрено «в установленном порядке совместно с отраслевым сообществом». Там также заверили, что индексация утильсбора не повлияет на стоимость отечественных автомобилей.
Платеж взимается как с российских заводов, так и с импортеров, однако первые могут получить его компенсацию в виде промышленных субсидий, уровень которой зависит от степени локализации производства. В 2023 году в бюджет было собрано 659 млрд рублей утильсбора, в 2024 году эта сумма должна увеличиться до 967 млрд.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что подорожают все автомобили, потому что повышение утильсбора касается всех. «Вопрос в том, кому и как он компенсируется. <…> По более локализованным машинам рост будет меньше, чтобы можно было развести по сегментам — бюджетные и не бюджетные», — пояснил он. По мнению Удалова, индексация утильсбора «сыграет сильнее», чем повышение ставки ЦБ с 16 до 18%, после которого подорожали автокредиты в банках.
Аналитик «Эйлер Аналитические Технологии» Владимир Беспалов соглашается, что повышение утильсбора в первую очередь приведет к росту стоимости выпускаемых в России автомобилей с низкой локализацией и импорта. При прочих равных условиях таким производителям придется либо повысить цены, либо пожертвовать частью своей рентабельности, добавляет он.
Флагман российского автопрома АвтоВАЗ уже повышал цены на свои автомобили в мае и не исключил, что поднимет их снова — в августе или сентябре. При этом предупреждение РоАД в компании комментировать отказались, назвав его «паническим и не подкрепленным фактами».
По данным ассоциации, уже в первом полугодии в России был установлен антирекорд по доступности новых автомобилей: они подорожали так сильно, что, несмотря на рост зарплат, на такую покупку теперь потребуется 41 средняя зарплата. Десять лет назад требовалось менее 30.
По состоянию на апрель средняя стоимость нового автомобиля в стране выросла до 3,63 млн рублей, подсчитали в сервисе «Авто.ру оценка». При этом Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) указывало на снижение доли легковушек отечественного производства с 54,5% до 40,3% год к году. В свою очередь доля автомобилей, произведенных в Китае, выросла с 26,6 до 50,7%. Именно они, а также иномарки, которые ввозят в Россию по параллельному импорту, должны резко подорожать после повышения утильсбора.