В России продолжается эпидемия хищений денег с банковских счетов. Банки отбивают все больше мошеннических атак, но потери от них стремительно растут, следует из данных Центробанка.
За II квартал банки предотвратили 16,3 млн попыток хищения (ЦБ называет их «операциями без согласия клиентов», ОБС) – это на 42% больше, чем в среднем за предыдущие четыре квартала. В результате удалось спасти почти 2,3 трлн руб. – на 28% больше. В результате сократилось и количество успешных атак – на 15%, до 257 тыс.
Однако ущерб от них вырос почти на четверть – с 3,9 до 4,8 млрд руб. (+23%), а шансы вернуть потерянные деньги, наоборот, сократились. Доля возмещенных средств составила во II квартале 6,1% по сравнению с 9,7% в среднем за четыре предыдущих квартала. В прошлом году мошенники украли 15 млрд руб.
Их жертвами оказывались в основном люди – почти все ОБС пришлись на них. На юридические лица за три месяца пришлось 349 успешных атак, в ходе которых было выведено 135 млн руб. (но и шансы вернуть деньги у компаний составляют доли процента).
Рост хищений происходил на фоне роста объема денежных переводов с использованием карт, объяснял ЦБ в прошлом году, когда впервые раскрыл эти данные. Основная часть операций без согласия клиентов по-прежнему приходится на карты – более 193 тысяч на 2,12 млрд руб. Далее следуют система быстрых платежей (СБП, 44,6 тыс. на 1,5 млрд руб.) и дистанционное банковской обслуживание (17,2 тыс. на 970 млн руб.). Здесь максимальный «средний чек» и процент возвратов – более 10%.
Главное оружие преступников – «социальная инженерия»: люди ведутся на придуманные мошенниками истории и фактически сами отдают им деньги, поэтому доля возвратов так мала.
ЦБ и банки регулярно предупреждают о новых приемах мошенников. Из последнего: они начали пугать делами о госизмене и стали чаще использовать дипфейки. Но перелома в борьбе с финансовым мошенничеством пока не произошло, признавала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «Увеличилось количество атак, успешно отраженных банками, но увеличилось и число успешных атак <…> и увеличиваются средства людей, которые теряются при этих операциях». По ее словам, финансовые институты научились защищать свои интересы и уменьшать потери, но клиенты остаются уязвимыми перед мошенниками.
Набиуллина называла борьбу с мошенничеством одним из приоритетов ЦБ. Регулятор по итогам прошлого года составил портрет пострадавшего от кибермошенников: им оказалась работающая женщина 25-44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием. Но жертвой может стать любой. «Все данные, которыми мы располагаем, весь житейский опыт говорит о том, что от мошенников страдают люди любого возраста, любого социального статуса и, к сожалению, любого уровня образования, если у них нет специальных финансовых знаний», – говорила Набиуллина. Впрочем, и знания не гарантируют от беды. Тактики мошенников представляют угрозу даже для финансово грамотных людей, уверенных, что их не проведешь, рассказывал директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.