МОСКВА, 26 авг (Рейтер) - Нефтяной танкер Prisma, управляемый частной азербайджанской компанией, направляется по Северному морскому пути (СМП) в Китай, показали данные системы LSEG и трейдеров.
До сих пор нефтяными перевозками по этому маршруту занимались танкеры группы Совкомфлот.
По данным трейдеров, танкер Prisma управляется компанией Vista Vvave Shipmanagement, базирующейся в Азербайджане, а принадлежит судно Evergreen Embrace Corp., зарегистрированной на Сейшелах.
Prisma загрузился нефтью в балтийском порту Приморск и в настоящее время находится в Карском море, согласно системе LSEG.
Северный морской путь значительно короче альтернативного маршрута через Суэцкий канал, но судоходство по СМП довольно сложное и затратное - танкерам требуется сопровождение ледоколов в прохождении вдоль арктического побережья России.
Prisma имеет класс ICE 1C, что позволяет ему проходить по СМП в сопровождении ледокола. При этом судну почти 20 лет — оно было построено в 2005 году. Prisma ходит под флагом Островов Кука.
Рейтер не удалось связаться с Vista Vvave Shipmanagement и Evergreen Embrace Corp.
Росатом, который отвечает за грузоперевозки по СМП, заявил, что компания обеспечивает выдачу разрешений на плавание, ледокольную проводку, разработку безопасных маршрутов плавания для судов в акватории СМП и предоставляет услуги атомного ледокольного флота на основании заявок грузоперевозчиков.
Объем перевезенных по СМП грузов в 2023 году превысил 36 миллионов тонн. Предварительные результаты грузопотока текущего года будут подведены в декабре 2024 года, отметил Росатом.
В этом году пока шесть нефтяных танкеров, перевозящих суммарно около 600.000 тонн российской нефти, выбрали СМП для своих рейсов в китайские порты.
Первый в этом году, Olimpiysky Prospect, сейчас поблизости от порта Тяньцзинь. Еще пять — NS Arctic, SCF Baltica, Moskovsky Prospect, Zaliv Amerika и Galaxy - находятся на пути к китайским портам. Все шесть судов управляются группой компаний Совкомфлот.
Трейдеры ожидают роста объема нефтеперевозок по Севморпути в этом году, однако отмечают, что маршрут пока выигрывает у пути через Суэцкий канал только по срокам, а фактически оказывается дороже.
«Я лучше потрачу больше времени на доставку, но поеду дешевле, чем буду переплачивать за СМП, где надо получать специальные разрешения и дополнительно оплачивать сервис ледокола», - сказал трейдер на рынке нефти РФ. (Глеб Столяров, московское бюро)