Кандидаты, заявившие о своем участии в войне против Украины, получили всего 37 из 687 мандатов в региональных парламентах (около 5%) на прошедших 6–8 сентября выборах, подсчитала «Вёрстка». Этот результат расходится с заявлениями Владимира Путина о формировании в стране «новой элиты» из числа «героев СВО».
Из 79 принимавших участие в выборах «ветеранов» около двух третей были выдвинуты «Единой Россией», 12 — КПРФ, остальные — ЛДПР и «Справедливой Россией». Также в кампании участвовали несколько самовыдвиженцев. «Новые люди» не включили в свои списки ни одного участника вторжения в Украину. Источник в партии сообщил изданию, что это связано со «сложным отношением к войне» у руководства фракции. Не было «героев СВО» и среди выдвиженцев малых партий, включая ультра-провоенную «Родину».
Во всех парламентах, куда прошли «ветераны», их представительство минимально. Например, в парламенте Татарстана из 100 депутатов только четверо — участники войны, в Брянской области их нет вовсе. В Мосгордуме «герой СВО» один — 60-летний Аркадий Корольков, бывший замкомандующего ракетными войсками, чье участие в «спецоперации» сомнительно: данных о непосредственном участии Королькова в боевых действиях нет.
Врио генсека «Единой России» Владимир Якушев ранее говорил о победе на выборах 308 «ветеранов СВО», но 90% из них стали муниципальными депутатами, которые будут работать в местном самоуправлении, не входящем в систему государственной власти. Такой результат кампании противоречит требованиям Путина и других российских политиков продвигать участников вторжения в Украину в органы именно госвласти.
Эксперты и источники издания указывают, что участие в войне не является значимым фактором на выборах, где успех по-прежнему зависит от административной поддержки кандидатов. Например, в списках «Справедливой России» были «ветераны», но в итоге их заменили выдвиженцы, которых поддержала мэрия Москвы. Также, по словам собеседников «Вёрстки», отношение к кандидатам-«ветеранам» внутри партий не всегда позитивное.
«Пришел [глава московского отделения „эсеров“, депутат Госдумы Дмитрий] Гусев и двинул список людей, которых ему „спустили“ из мэрии. Там не то что ветеранов, там вообще не было ярких кандидатов», — рассказал источник.
По словам источника в ЛДПР, в партии знают, что «социология об отношении к СВО в Москве, мягко говоря, неоднозначная», поэтому ЛДПР и выдвигала в основном кандидатов, которые «за походы на Патрики и комфорт, а не за окопы и стрельбу». От фракции в выборах принимали участие только три «ветерана», которые не вели активных кампаний и в итоге проиграли, добавил собеседник издания.
В региональных кампаниях «идет тихий саботаж указаний царя», рассказал политтехнолог, сотрудничавший с несколькими оппозиционными партиями. «Зачем „эсерам“ или коммунистам ветеран в списке? СВО и всё, что с ней связано, ассоциируется с властью. Бюджетники таких кандидатов не поддержат, а своих ветеранов, которые идут голосовать, исчезающе мало», — объяснил он.
Источник также указал, что «„аптека“ вовремя не выписала всем строгий „рецепт“ на выдвижение таких кандидатов». «А если его нет, то зачем делиться с этими ребятами властью?» — задался он риторическим вопросом. Политтехнолог при этом добавил: «Большинству [партий] не нужны военные волнения и народная боль».