В первой половине 2024 года в России резко сократилось число клинических исследований новых медицинских препаратов. За шесть месяцев Минздрав РФ выдал на 26,4% меньше разрешений на испытания, чем за тот же период прошлого года. Это следует из отчета Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (АОКИ), с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Сильнее всего сократилось число международных клинических исследований: за январь–июнь 2024-го оно упало на 94,3% год к году. Всего иностранные компании получили восемь разрешений на испытания.
Согласно реестру клинических исследований, из крупных фармкомпаний испытывать новый препарат начала только AstraZeneca. Также одно разрешение на исследование получила американская Oncotelic, которая ранее не была представлена в России.
Другие крупные западные фармкомпании, включая Pfizer, Novartis и MSD, еще в 2022 году из-за войны в Украине решили приостановить вывод в РФ новых препаратов.
На фоне снижения общего числа исследований, проводимых иностранными компаниями, российские игроки с 2022 года проводили большое количество испытаний дженериков. Так, в 2023 году Минздрав выдал 473 разрешения на запуск таких исследований, что было на 29% больше год к году и на 66% по сравнению с 2021 годом.
Однако в первой половине 2024-го число таких разрешений впервые сократилось сразу на треть, до 151. По данным реестра клинических исследований, ПФК «Обновление» в первом полугодии получило лишь 5 разрешений на подобные работы вместо 26 год назад, «Р-Фарм» — 2 вместо 13, «Промомед» — 8 вместо 23. Это может говорить об исчерпании возможностей роста для этого вида исследований, считают в АОКИ.
Всплеск испытаний дженериков российскими компаниями в 2022-23 годах был вызван потребностью в импортозамещении, говорит гендиректор «Ифармы» Наталья Рабинович. По ее словам, стимулировала этот процесс программа Минпромторга «Патенты на полку», в рамках которой только в 2023 году российские компании получили 2,5 млрд руб. субсидий на разработку и регистрацию дженериков популярных препаратов, которые могут перестать поставлять в Россию.
В дальнейшем объем ввода новых дженериков будет снижаться в пользу оригинальных препаратов, говорит директор по маркетингу и рекламе ПФК «Обновление» Денис Лубов. В «ОСТ Рус», напротив, считают, что в ближайшее время основная доля исследований российских компаний придется на аналоги высокотехнологических препаратов, которые они будут разрабатывать в кооперации с партнерами из «дружественных» стран. При этом вместо испытаний западных препаратов в России будут проводиться исследования лекарств от производителей из Китая, Индии, Ирана и, возможно, стран Латинской Америки, отметили в «ОСТ Рус».