Владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) популярных маркетплейсов вынуждены закрывать точки из-за нехватки сотрудников, рассказали Forbes участники рынка.
«Никто не хочет работать. Нам приходится временно закрывать пункты. Зарплаты повышаем, но людей все равно нет», — говорит совладелец компании, владеющей несколькими сотнями ПВЗ разных российских маркетплейсов, Павел Чатулов.
По его словам, еще год назад сотрудникам платили 1,8–2 тыс. руб. за 12-часовую смену, а сейчас больше 3 тыс. руб., однако найти желающих работать не получается. При этом маркетплейсы штрафуют ПВЗ, если получают жалобы от клиентов на то, что они закрыты.
«За жалобу на закрытие Ozon штрафует его владельца на 5 тыс. руб. в день. Wildberries берет 4 тыс. руб. за закрытый на час ПВЗ», — говорит Чатулов.
Между тем работающие менеджеры ПВЗ массово жалуются на то, что не могут найти замену и уйти с рабочего места, в том числе по состоянию здоровья. Такая ситуация наблюдается по всей России.
При этом даже в Москве некоторые ПВЗ стали работать по паре часов в день. «Кому-то везло (посылку забрать), кому-то нет. Ребята, которые там работают, говорят, что их прислали на время разгрести. А что дальше будет — они не знают», — рассказал один из жителей столицы.
«Пока у нас есть финансовая подушка, приходится предлагать неадекватные суммы за выход — от 5 тыс. руб. за смену и выше с оплатой сразу после смены. Те, у кого нет ни сотрудников, ни финансов, пункты закрывают, как иначе», — отметил Чатулов.
По его словам, из-за обилия временных сотрудников страдает сервис, а также участились случаи воровства. При этом впереди высокий сезон и большинство пунктов окажутся завалены товаром, разбирать который «будет просто некому», заключил Чатулов.
В России наблюдается сильнейший за 20 лет дефицит кадров в ретейле, говорил ранее глава Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. По данным совместного исследования компании ПЭК и платформы hh.ru, компаниям не хватает порядка 1 млн сотрудников.
При этом спрос на персонал в ретейле ежегодно растет на треть: в 2023 году вакансий было больше на 39% год к году, а в 2024-м — на 31%. «Дефицит кадров привел к тому, что ретейлеры реализуют целый ряд мер по решению этой проблемы, например роботизацию и использование искусственного интеллекта на складах и в логистике», — говорит гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Нехватка сотрудников сказывается и на динамике открытия новых торговых точек. Согласно данным INFOLine, совокупный прирост торговых площадей у топ-200 крупнейших российских FMCG-сетей (магазинов, торгующих товарами повседневного спроса) в первом полугодии 2024-го сократился до 850 900 кв. м, снижение год к году составило 11,8%. Для сравнения: в первой половине 2023-го чистый прирост площадей топ-200 FMCG-сетей составил 964 400 кв. м, а в январе–июне 2022 года — более 1 млн кв. м.