ПЕКИН/ГОНКОНГ, 27 сен (Рейтер) - Власти Китая намерены активно использовать контрциклические корректировки налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также привержены задаче выполнения годовых целей экономического и социального развития, передали в четверг государственные китайские СМИ, процитировав заявления с посвященного экономической ситуации заседания политбюро ЦК Коммунистической партии.
Уже на следующий день Народный банк КНР ввел меры поддержки: сократил норму обязательных банковских резервов (RRR) на 50 базисных пунктов во второй раз в этом году и влил ликвидность в банковскую систему, а также снизил базовую процентную ставку на 20 базисных пунктов до 1,50%.
В дополнение к объявленному центробанком в начале недели плану стимулов, призванных справиться с сильным дефляционным давлением и неустойчивым экономическим ростом, Пекин планирует выпустить специальные госбонды на сумму примерно в 2 триллиона юаней ($284,43 миллиарда) в 2024 году в качестве части новых мер налогово-бюджетного стимулирования, сказали Рейтер в четверг два источника, знакомые с этим вопросом.
Центральный банк готов агрессивно смягчать ДКП и взял на прицел главного врага экономики, но имеющихся в его распоряжении орудий может быть недостаточно, так как этот враг - устойчиво слабый потребительский спрос.
Вливания ликвидных средств и снижение стоимости заимствований улучшили рыночные настроения. Однако оптимизм в большей степени вызван ожиданиями того, что власти вскоре введут налогово-бюджетные меры в дополнение к денежно-кредитным и финансовым.
Вторую по величине экономику мира душит сильное дефляционное давление, и есть риск не достичь в этом году цели роста ВВП примерно на 5% из-за резкого спада в секторе недвижимости и неустойчивого доверия потребителей. Аналитики говорят, что только фискальные меры, обеспечивающие потребителей деньгами посредством более высоких пенсий и других социальных выплат, могут решить эти проблемы.
«Меры центрального банка превзошли ожидания, но сейчас основной проблемой в экономике не является отсутствие ликвидности», - сказал Шуан Дин из Standard Chartered.
«Для содействия реальной экономике, я считаю, что будет принят еще один ряд мер, особенно фискальных».
Фред Нойманн из HSBC согласился с этим мнением, сказав, что власти должны увеличить спрос, что можно сделать посредством налогово-бюджетной политики.
Учитывая слабый спрос на кредиты со стороны домохозяйств и компаний, 1 триллион юаней ($142 миллиарда), которым пополнится финансовая система путем снижения нормы банковских резервов, может скорее подстегнуть больше покупок госбондов, чем привести к мягкой посадке экономики.
«(Фирмы) в течение многих лет не желают занимать деньги, невзирая на кредитную конъюнктуру, потому что настроения среди компаний весьма мрачны», - говорится в записке China Beige Book.
«И ответом домохозяйств на более плохую отдачу от сбережений не станет внезапное повышение оптимизма».
Снижения существующих ставок для ипотеки принесут домохозяйствам дополнительных 150 миллиардов юаней в год. Однако это эквивалентно лишь 0,12% годового объема производства, и часть этих денег, возможно, будет сохранена для досрочного погашения ипотеки.
Китайские потребители тратят только 35 юаней из любых дополнительно полученных 100 юаней, согласно оценкам Реймонда Юнга из ANZ.
Снижение ключевой ставки на 20 базисных пунктов крупнее, чем обычно, но меньше, чем типичные снижения стоимости заимствований большинства центральных банков. Федрезерв США, к примеру, снизил ставку на 50 б.п. на прошлой неделе.
«Каждая из объявленных ЦБ Китая основных мер денежно-кредитной политики уже применялась в прошлом и приносила минимальный экономический эффект», - написали аналитики Gavekal Dragonomics, охарактеризовавшие масштаб мер как скромный.
«Таким образом, значимость этого комплекса стимулов в основном состоит в том, откроет ли он возможность для других шагов.»
БОЛЬШЕ СТИМУЛОВ?
Вливая ликвидность, ЦБ дает правительству больше пространства для выпуска долговых обязательств с целью введения любых дополнительных стимулирующих мер, сказал Нойманн.
«Рынки надеются на то, что за вливанием ликвидности последует большая программа эмиссии облигаций», - добавил он.
Линн Сонг из ING сказал, что самым прямым способом стимулирования экономики в краткосрочной перспективе является увеличение государственных инвестиций, хотя экономисты все чаще отдают предпочтение поддержке со стороны спроса, которая может выражаться в форме ваучеров на потребительские товары или похожих мер.
Проторенный путь - это инвестиции. В октябре прошлого года для достижения целевого уровня роста на 2023 год Пекин объявил допэмиссию госбондов на сумму в 1 триллион юаней для финансирования различных инфраструктурных проектов.
Пока неясно, что будет предпринято в 2024 году для оживления экономического роста.
Чиновники в июле сигнализировали незначительный разворот к потребителям в сфере расходов путем субсидирования покупок новой бытовой техники и других товаров. Программу оценили как небольшой шаг в направлении, к которому Пекин годами призывали многие экономисты: китайским властям надо заняться проблемой дисбаланса между инвестированием и потреблением.
Доля потребления домашних хозяйств в годовом ВВП КНР примерно на 20 процентных пунктов ниже, чем в среднем в мире, в то время как доля инвестирования, поощряемого правительством, спровоцированного долгом и приносящего уменьшающиеся доходы - на 20 процентных пунктов выше.
Аналитики Nomura отметили, что китайское правительство может поднять пенсии и пособия на лечение для групп населения с низким доходом и субсидировать рождаемость, чтобы добиться прогресса в восстановлении равновесия в экономике.
Однако они предупреждают, что и этого может оказаться мало.
«Мы не думаем, что лишь этих денежно-кредитных и налогово-бюджетных шагов будет достаточно, чтобы реанимировать всё более замедляющийся рост», - считают аналитики Nomura.
«Налогово-бюджетные стимулы должны стать приоритетом, хотя мы призываем инвесторов быть реалистами».
Оригиналы сообщений на английском языке доступны по кодам:
(Бюро Рейтер в Пекине, Лянпин Гао, Эллен Чжан и Мариус Захария)