Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Ну множество схем». Набиуллина призвала банки перестать обманывать людей и пригрозила им новым законом и Роспотребнадзором

Эльвира Набиуллина считает поведение банков нетерпимым
Эльвира Набиуллина считает поведение банков нетерпимым Петр Ковалев / ТАСС

Кредитование населения понемногу замедляется, а схемы обмана заемщиков — нет, отчитала банкиров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. ЦБ давно требует от банков перестать навязывать людям платные услуги и продавать хитрые продукты, смысл и риски которых заемщики не могут понять, но банки продолжают это делать.

«Льготной ипотеки нет почти три месяца, но мы видим, <...> как начинают возникать разные схемы, очень креативные. И так называемые <…> льготные ставки, варианты с изменением ставки, траншевая ипотека, варианты без первоначального взноса, рассрочка с трансформацией в ипотеку — ну множество схем», — возмущалась глава ЦБ. Внешне они очень привлекательны, но анализ показывает, что «все это сводится к завышению цен на квартиры, и мы реально можем подставить людей».

ЦБ давно борется со схемами вроде «ипотеки от застройщика», в которых низкая процентная ставка маскирует высокую стоимость покупаемого в кредит жилья: если у заемщика возникнут проблемы, денег от продажи квартиры может не хватить на выплату остатка кредита, и человек останется без жилья, но с долгом.

Набиуллина пообещала навести здесь порядок. В дополнение к утвержденному недавно ипотечному стандарту (он вступит в силу в следующем году) ЦБ пообещал повысить резервирование кредитов, предполагающих резкое повышение платежа, особенно после длительного льготного периода.

Набиуллиной надоело играть с банками в кошки-мышки — так три года назад она назвала попытки добиться от банков, чтобы они перестали обманывать людей: «Мы запретили одно, они придумали другое, по сути то же самое, только по форме другое». Если «такие схемы будут плодиться», ЦБ будет «настойчиво просить» Думу сделать ипотечный стандарт законом — тогда банки смогут выдавать только такие кредиты, которые прямо прописаны в законе. «Я не первый раз это говорю, но вот когда-то он будет, наверное, последним», — предупредила Набиуллина.

То же самое с автокредитованием. Оно сейчас быстро растет, а с ним и количество жалоб, иногда автомобили просто не продаются не в кредит или становятся дороже, отметила Набиуллина. Она привела пример «фантазии» продавцов: «Покупатель автомобиля за 170 тыс. рублей покупает сервисное обслуживание, к которому еще прилагается книга на флешке. Вернуть можно только 9 тыс. за сервисные услуги, а 161 тысячу — нельзя, потому что по закону книга не подлежит возврату. Вот нашли этот момент в законодательстве для того, чтобы таким образом навязать услугу, которую человек не может вернуть».

Доводы банкиров, что автосалоны выкручивают им руки, ее не убедили: одни банки разрывают отношения с такими автодилерами, а другие, наоборот, выступают двигателями таких схем. «Автосалоны нам не поднадзорны, и вроде как банки тут ни при чем. Нам представляется, что такое положение дел принимается сознательно. <…> Банки могут контролировать своих контрагентов, это точно».

Набиуллина пообещала бороться с этим вместе с Роспотребнадзором:

Я хотела просто предупредить. И те, кто использует до сих пор эти практики, чтобы их искоренили до того, как мы придем вместе с Роспотребнадзором

Еще одна проблема — это уловки в онлайн-кредитовании, продолжила Набиуллина. Когда одной галочки достаточно, чтобы человек подписал согласие на обработку персональных данных и на довесок в виде кредитной карты. Есть подталкивание к платным услугам в онлайн-кредитовании.

Что больше всего возмущает Набиуллину: «Когда нужно продать, все очень оцифровано, очень моментально. А когда нужно вернуть деньги по закону, то человеку нужно идти ножками в офис, тут цифровизация у банков пропадает почему-то».

Чтобы дать банкам дополнительный стимул, ЦБ собирается по итогам года начать публиковать ренкинг банков по уровню обоснованных жалоб, чтобы потребители видели, на кого больше всего обоснованно жалуются.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку