В России на фоне роста цен и ужесточения требований правительства появился серый рынок такси, которого «пять лет назад еще не было», сообщил гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.
В документе, с которым ознакомился «Коммерсантъ», говорится о резком росте числа чатов и групп для вызова такси. Согласно подсчету аналитического агентства «Прессиндекс», на данный момент в мессенджере Telegram действуют 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а во «ВКонтакте» — 3,8 тыс. групп.
Также, по данным службы заказа такси «Максим», в Telegram появились нелегальные каналы-агрегаторы, которые уже ввели комиссию для водителей.
По подсчетам Росстата, в июле 2024 года проезд на такси в расчете на 1 км вырос на 26% год к году, до 43,11 руб. Нелегально работающие водители могут предлагать пассажирам цены минимум вдвое ниже, так как они не делятся с агрегатором 20–30% выручки и не платят таксопарку по 2–3 тыс. руб. в день за аренду автомобиля, говорит председатель союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев.
В «Максиме» отметили, что службы заказа такси и агрегаторы уже ощущают отток клиентов в нелегальные каналы.
Заказы через нелегальные чаты представляют опасность для жизни и здоровья таксистов и пассажиров, поскольку заказы и поездки не фиксируются, а перевозчики не проходят регистрацию в госреестрах и не платят налоги, подчеркнул Щельцин.
Потери бюджета из-за ухода таксистов в серую зону могут составлять 30 млрд руб. в год, оценивает первый заместитель главы комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
Вступивший в силу год назад закон «О такси» предъявляет высокие требования к самозанятым водителям, которые они не могут выполнить и, соответственно, легализоваться, говорит Корнеев. В частности, водители не могут проходить ежедневные медосвидетельствования и техосмотры из-за отсутствия необходимого количества пунктов контроля.
Согласно опросу «Цифрового мира», проведенному этим летом, 72% водителей заявили, что готовы работать нелегально, если они не смогут выполнить требования закона.
Для возврата водителей в легальное поле необходимо встроить в транспортное законодательство самозанятых водителей, которых сейчас по всей стране насчитывается около 2,5 млн, считает президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин. При этом, по его данным, на текущий момент только у 21 тыс. таких водителей есть разрешение на работу в такси.