В Москве взлетели цены не только на квартиры и их аренду, но и на гостиничные номера. Средняя цена за номер в отеле составила 10 300 рублей за ночь — это на 41% больше, чем годом ранее, и почти на 70% выше уровня провального 2022 года, подсчитали эксперты IBC Real Estate и Hotel Advisors. Выросла и загрузка отелей: по итогам восьми месяцев в Москве она в среднем достигла 76% — это на 6 процентных пунктов (п. п.) больше, чем годом ранее, и в 1,7 раза больше, чем в 2022 г. В результате доход отельеров с номера вырос до 7,8 тыс. рублей за ночь в среднем за восемь месяцев. Это на 52% больше, чем год назад, и в 2 раза с лишним больше, чем в 2022 году, когда переночевать в московском отеле можно было в среднем за 3600 рублей.
Лучше всего чувствует себя люксовый сегмент: номера в дорогих гостиницах загружены сильнее всего и дорожают быстрее других, отмечают IBC Real Estate и Hotel Advisors. Средняя цена номера в августе перевалила за 30 000 рублей, загрузка отелей класса «люкс» выросла в январе–августе на 18 п. п., до 64%, а доходность подскочила по сравнению с прошлым годом на 80%.
Спрос высокий, а издержки продолжают расти, объясняют стремительный рост цен аналитики IBC Real Estate. Дорожает все: строительство, труд, операционные расходы, перечисляют они.
Количество турпоездок в Москву, по данным Росстата, за январь–июнь выросло на 14%, до 12,2 млн визитов. Россияне стали больше ездить по стране — ведь зарубежные поездки слишком дороги, указывают аналитики. Помогло отелям и постепенное восстановление въездного туристического потока, добавляет сотрудник агентства, организующего туры для иностранцев. По данным Минэкономразвития, за неполные девять месяцев Россию посетили более 2,3 млн иностранных туристов. Наверняка многие из них посетили Москву (точных данных нет). Летом в столицу массово ездили и группы китайских туристов, и бизнесмены с Востока, которые сейчас нередко берут с собой семьи, объясняет сотрудник агентства, организующего туры для иностранцев.
Восстановление въездного туризма идет за счет гостей из стран Азии и Среднего Востока, часть отельеров уже приняли решение о переориентации сервиса на туристов из этих стран и стремятся соответствовать стандартам Muslim-friendly, China-friendly и Halal, отмечают эксперты IBC Realty. «Дорогой отель в Москве сейчас немыслим без молельной комнаты и халяльного меню», — говорит сотрудник агентства по въездному туризму.
Еще одну причину роста цен в люксовых отелях называет московский риэлтор: аренда дорогих квартир в Москве в этом году подорожала так сильно, а предложение было таким скудным, что некоторые его клиенты предпочли жить в гостиничных люксах. В среднем аренда московских квартир за год подорожала на 40%.