МОСКВА, 15 окт (Рейтер) - Поставки нефти из российских портов в Китай по Северному морскому пути (СМП) достигнут в текущем году нового рекорда - 12,5 миллиона баррелей (около 1,7 миллиона тонн) против порядка 10 миллионов баррелей в 2023-м (1,4 миллиона тонн), показали предварительные данные компании Kpler и системы LSEG.
СМП - арктический маршрут, соединяющий порты РФ с Китаем, который открывается летом и экономит судам 7–10 дней по сравнению с путем через Суэцкий канал. При этом грузоотправители вынуждены брать на себя дополнительные расходы на привлечение судов ледового класса, что съедает часть этой экономии. Президент РФ Владимир Путин настаивал на развитии СМП.
Увеличение поставок нефти из РФ в Китай по СМП в годовом выражении составит 25%, но участники рынка ожидали еще более существенного роста из-за проблем в Красном море и укрепления российско-китайской торговли.
Тем не менее закупки нефти Китаем в сентябре снизились, продолжив негативную динамику, которая началась летом, что не дало грузопотоку по СМП взлететь.
«Резкий рост поставок по СМП мог бы произойти, если б российские компании могли существенно увеличить продажи нефти в Китай, для поставок в Индию он не имеет смысла», - сказал Виктор Катона из Kpler.
Он добавил, что в летние месяцы Китай существенно снизил закупки нефти из РФ.
«Поэтому это почти чудо, что поставки по СМП не упали к прошлому году», - сказал Катона.
Трейдеры отмечают, что быстрому росту поставок нефти через СМП в этом году также мешали высокая цена прохождения и необходимость оформления разрешений у Росатома.
Кроме того, рост поставок нефти через СМП из РФ с 2024 года должен был произойти с началом отгрузок сырья из терминала Бухта Север проекта Восток Ойл Роснефти. Однако пока информации об этих отгрузках нет, а некоторые аналитики полагают, что начало реализации проекта будет перенесено. Изначальные планы предполагали отгрузку 30 миллионов тонн нефти в 2024 году.
Пресс-служба Роснефти оперативно не ответила на запрос Рейтер о сроках реализации проекта.
Всего по северному маршруту в текущем сезоне, который продолжается с конца июля и завершится на этой неделе, прошли 15 нефтетанкеров Aframax (дедвейт - 80.000-120.000 тонн), Suezmax (120.000-160.000 тонн), а также меньшие - Panamax (60.000-80.000 тонн) и Handymax (30.000-60.000 тонн).
При этом по крайней мере три из них прошли по маршруту дважды, показали данные LSEG и Kpler.
Танкеры в текущем году поставили из портов РФ, в основном Мурманска и Приморска, в Китай нефть сортов Urals, ARCO, Varandey, Novy port, следует из данных LSEG.
Поставки осуществлялись в основном в следующие порты Китая: Чжоушань, Хойчжоу, Тяньцзинь и Циндао, по данным LSEG и Kpler.
ПЕСТРАЯ ТОЛПА
Грузоотправители по СМП российские, но танкерами управляют различные иностранные компании.
Большая часть танкеров, работающих на СМП в этом году, по данным трёх трейдеров, относится к флоту судовой компании Stream Ship Management с регистрацией в Дубае. Компанию связывают с российским Совкомфлотом, однако эта связь не была подтвереждена.
Совкомфлот не ответил на запрос Рейтер о комментарии.
На маршруте также были задействованы суда, управляемые частными менеджерами из Азербайджана и Индии.
С июля по середину октября по СМП прошли три танкера, управляемые компаниями из Азербайджана - Prisma, Meru и Aquatica, один танкер под управлением компании из Индии - Nanda Devi, и один, управляемый российской компанией - Viktor Bakaev. Viktor Bakaev находится под санкциями США, в связи с чем полностью перешел в российскую юрисдикцию.
Танкеры на СМП в этом году работали под разными флагами: шесть судов под флагом Габона, три - под флагом Панамы, а также под флагами РФ, Барбадоса, Сьерра-Леоне и Островов Кука, следует из данных трейдеров, знакомых с судовой статистикой.
РАЗВИТИЕ МАРШРУТА
Трейдеры отмечают, что на СМП появляются новые игроки, что говорит о развитии маршрута.
Однако оформление поставки по нему требует соблюдения многих формальностей, в том числе получения одобрения заявки у Росатома, являясь хоть и быстрой, но дорогостоящей альтернативой пути через Суэцкий канал.
«Движение по Севморпути могло бы оживиться со снижением цен на перевозку, а пока не так много судовых компаний видят выгоду в его использовании», - сказал трейдер на рынке нефти РФ.
Он отметил, что многие танкеры, прошедшие по СМП в этом году, остались работать на Дальнем Востоке, поставляя сырьё из порта Козьмино в Китай, что позволило увеличить количество тоннажа в регионе.
Кроме того, два трейдера указали на высокий объем закупок российской нефти Индией, везти в которую нефть через СМП не имеет экономического смысла.
В июле Индия стала крупнейшим покупателем нефти РФ, обогнав Китай. (Московское бюро Рейтер, Глеб Столяров)