В России хотят приравнять боевиков частных военных компаний, в том числе ЧВК «Вагнер», к остальным участникам вторжения в Украину по части пенсионного обеспечения. Соответствующий законопроект подготовлен Министерством труда. Документ предусматривает возможность одновременного получения двух видов пенсий, включая пенсию по инвалидности, если она связана с получением «военной травмы».
В пояснительной записке к законопроекту ЧВК обозначены как «организации, содействующие Вооруженным силам Российской Федерации в выполнении задач в рамках специальной военной операции». «Участники частных военных компаний после принятия закона получат право на пенсию по инвалидности по военной травме, также на получение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет», — сообщили в Минтруде.
На сегодняшний день правовой статус ЧВК в России остается неурегулированным: отдельного закона о частных военных компаниях не существует, а в Уголовном кодексе по-прежнему действует статья 359 о наемничестве, которая предполагает уголовную ответственность за участие в вооруженных конфликтах в составе подобных формирований.
В конце 2023 года Владимир Путин признал, что одной из причин отсутствия льгот для боевиков ЧВК является их неформальный статус. Тогда же он заявил о необходимости исправить ситуацию.
Проблему отсутствия социальных гарантий для наемников в декабре 2024 года поднимал бывший командир ЧВК «Вагнер» Александр Кузнецов, известный под позывным «Ратибор». Он жаловался, что после гибели Евгения Пригожина вагнеровцы, ставшие инвалидами-ампутантами в результате боевых действий, лишились регулярных выплат. «Ратибор» при этом подчеркивал, что «до конца существования компании» руководство ЧВК уделяло большое внимание поддержке раненых.
Летом 2024 года на тот момент председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева, впоследствии занявшая пост замминистра обороны, рассказала Путину, что наемники ЧВК сталкиваются с трудностями при получении удостоверений участников боевых действий и при оформлении инвалидности.
Однако трудности затрагивают не только боевиков частных военных компаний. Так, ранее военкомат Карелии отказался признавать военнослужащими участников отряда «Шторм Z» — бывших заключенных, которых на войну с Украиной завербовало Минобороны РФ. Их отнесли к «специальному контингенту, оказывающему содействие Минобороны», что, согласно действующему законодательству, не дает им права на льготы, полагающиеся полноценным участникам боевых действий.