Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В Минпромторге предложили продавать алкоголь по биометрии

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Единую биометрическую систему (ЕБС) следует внедрить в торговую сферу и использовать для идентификации россиян, желающих купить алкоголь или другую продукцию с возрастным цензом, заявил статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов. По его словам, такой способ должен стать альтернативой предъявлению паспорта или водительского удостоверения. «Это позволило бы отсечь продажи товаров тем лицам, которые не имеют права на покупки», — отметил Чекушов в интервью ТАСС.

До этого гендиректор Центра биометрических технологий (оператора ЕБС) Владислав Поволоцкий сообщил, что офлайн-продажа алкоголя с использованием биометрии начнется уже в 2025 году и сервис можно будет применять при реализации любых товаров с возрастными ограничениями. В первую очередь продуктовые торговые сети хотят внедрить технологию в кассы самообслуживания. В X5 Group («Перекресток», «Пятерочка», «Чижик») отмечали, что это позволит сэкономить на персонале и разгрузить уже имеющихся сотрудников.

В апреле источники «Коммерсанта» сообщили, что правительство готовит законопроект, разрешающий продажу энергетических напитков на маркетплейсах и в вендинговых автоматах с идентификацией через биометрию. Сейчас такие товары совершеннолетний гражданин может приобрести только в магазинах. Один из собеседников издания рассказал об обсуждении применения биометрии при продаже алкогольной и табачной продукции, однако отметил, что пока говорить о конкретных шагах в этом направлении «преждевременно».

Биометрию уже используют для оплаты в транспорте, получения цифровых услуг и других операций. В марте стало известно, что государство планирует за два года подключить к ЕБС весь бизнес. Глава Минцифры Максут Шадаев отмечал, что такое требование содержится в законопроекте по борьбе с кибермошенничеством. Участники рынка e-commerce, в числе которых были Wildberries, Ozon, «Яндекс», «Мегамаркет», «Авито», Lamoda, Циан и HeadHunter выступали против принуждения к внедрению ЕБС. Они напомнили, что каждое обращение к системе с целью аутентификации стоит от 8,5 до 20 рублей, таким образом компании будут терять миллиарды, хотя действительно полезных сценариев применения биометрии, по их данным, в сервисах пока нет.

С июня 2023 года ЕБС получила единоличное право собирать и хранить так называемую «сырую» биометрию (изображение лица и запись голоса). За тот же год выручка ее оператора ЦБТ составила 322,3 млн рублей, убыток — 227,7 млн рублей.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку