Минобороны РФ разработало законопроект об обязательной геномной регистрации военнослужащих. Соответствующий документ появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, обратили внимание «Ведомости». Согласно инициативе, сдавать свой биоматериал должны будут контрактники, добровольцы, военнослужащие Росгвардии, служащие и работники органов, объединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, а также других войск, воинских формирований и органов.
В тексте законопроекта уточняется, что речь идет о контрактниках — гражданах России и иностранцах, — которые поступают на службу для участия в боевых действиях, выполнения задач в период мобилизации, в условиях чрезвычайного или военного положения, военного времени, вооруженных конфликтов, а также для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Заниматься сбором ДНК будут подразделения органов внутренних дел. Сам же порядок проведения сбора биоматериала у военнослужащих определит правительство. В случае принятия законопроекта он вступит в силу через 90 дней, за который будут подготовлены подзаконные акты. Полученный материал будет храниться до достижения военнослужащим 70 лет или до установления факта его смерти.
Законопроект Минобороны поможет в поиске пропавших без вести военнослужащих, говорит руководитель «Комитета семей воинов Отечества» Юлия Белехова. «Порой останки таковы, что по внешним признакам невозможно определить, кто этот военнослужащий. [Геномная регистрация] абсолютно упрощает поиск, семья имеет право знать», — отметила она. По ее словам, если бы база с генетической информацией была создана ранее, то «мы бы многих [погибших] уже давно идентифицировали».
В конце прошлого года замминистра обороны РФ Анна Цивилева сообщила, что не менее 48 тыс. россиян, принимавших участие в войне против Украины, пропали без вести. У обратившихся родственников этих людей брали образцы ДНК, чтобы найти и опознать погибших, отметила Цивилева. При этом глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов попросил депутатов нигде не озвучивать количество пропавших без вести. «Это такая закрытая информация, достаточно чувствительная», — отметил депутат.