ЛОНДОН, 14 мая (Рейтер) - Европа, вероятно, впервые в истории пополнит газовые хранилища практически без использования российских трубопроводных поставок. Однако полностью отказаться от газа своего крупного соседа - трудновыполнимая цель.
Хотя поставки трубопроводного газа из России в ЕС резко сократились после начала так называемой «военной спецоперации» Москвы в Украине в феврале 2022 года, на долю РФ все еще приходится 19% импорта Евросоюза за счет СПГ и поставок по Турецкому потоку.
Однако блок, похоже, всерьез намерен изменить эту ситуацию. На прошлой неделе Европейская комиссия сообщила, что в июне представит на рассмотрение государств-членов дорожную карту, призванную поэтапно прекратить импорт российского трубопроводного и сжиженного газа в ЕС к концу 2027 года. Одновременно Комиссия намерена в июне предложить запрет на поставки газа из РФ в рамках новых договоров и действующих спотовых контрактов до конца 2025 года.
На первый взгляд, Европа вполне готова к таким изменениям, и газовые рынки сейчас относительно спокойны после трудной зимы.
Необычайные холода в сочетании с прекращением поставок по последнему работающему крупному газопроводу из России привела к резкому спаду запасов в Европе. При этом жесткие нормы ЕС, требующие от трейдеров заполнить хранилища на 90% к началу ноября, исказили динамику цен.
Однако рост импорта СПГ в последние месяцы и теплая погода позволили трейдерам начать длительный процесс пополнения подземных хранилищ.
Согласно данным Gas Infrastructure Europe, уровень запасов к 11 мая поднялся до 43% после зафиксированного в конце марта минимума в 35%. Однако это всё равно примерно на треть меньше, чем в то же время годом ранее.
При текущих темпах закачки газа в хранилища загруженность достигнет 90% к концу сентября, следует из расчетов Рейтер.
На фоне ослабления тревог по поводу запасов, а также благодаря увеличению производства СПГ и падению спроса в Азии, индикативные для европейского рынка фьючерсы на газ в нидерландском хабе TTF опустились до уровня 35 евро за мегаватт-час с трехлетнего максимума в 58 евро, достигнутого 10 февраля.
ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ
Означает ли это, что план блока о прекращении импорта российских энергоносителей окончателен и будет утвержден?
К сожалению, не все так просто.
Против предложенного запрета решительно выступили Словакия и Венгрия, которые зависят от поставок российских нефти и газа и чьи лидеры поддерживают дружеские отношения с президентом РФ Владимиром Путиным.
Для принятия предложения Комиссии требуется только квалифицированное большинство в Европарламенте, и Словакия и Венгрия не смогут наложить на него вето, но их возражения, вероятно, усложнит весь процесс.
Неожиданные препятствия могут появиться со стороны президента США Дональда Трампа, стремящегося урегулировать конфликт между Москвой и Киевом: одним из условий России при заключении мирной сделки может стать возобновление или хотя бы сохранение определенного объема поставок газа в Европу.
Однако это маловероятно: Евросоюз не намерен возобновлять импорт российских энергоносителей даже в том случае, если будет заключено мирное соглашение, сказал во вторник еврокомиссар по энергетике Дан Йоргенсен. Но Трамп готов оказать давление на Европу, чтобы добиться мира в Украине.
Полное прекращение поставок российского газа может оказаться непростой задачей ввиду концентрированности рынка СПГ.
За первые четыре месяца 2025 года Россия обеспечила около 15% общего объема импорта сжиженного газа в Европу, став вторым по величине поставщиком после США, доля которых составила 55%.
Введение запрета на российский СПГ существенно усилит зависимость Европы от американского топлива. Столь высокая степень зависимости, доходящая до 70% импорта, чревата рисками в случае сбоя поставок вследствие ураганов и наводнений на побережье Мексиканского залива, где в основном производится американский сжиженный газ.
ЕС, по сути, рискует сменить зависимость от России на чрезмерную зависимость от Соединенных Штатов в период, когда Вашингтон стал гораздо менее надежным партнером.
С другой стороны, замещение значительной доли российского СПГ может ускорить ожидаемое в ближайшие десять лет увеличение поставок за счет запуска новых проектов, особенно в США и Катаре.
Кроме того, прогнозируемый спад спроса на газ в Европе из-за резкого роста выработки электричества из возобновляемых источников и сокращения потребления в энергоемких отраслях промышленности может сделать уход от российского газа менее болезненным.
В итоге Европе, возможно, придется признать, что сократить зависимость от трубопроводного газа из РФ - это одно дело, а полностью отказаться от российских энергоносителей - другое, гораздо более трудное.
** Рон Буссо является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Рон Буссо, перевел Томаш Каник)