Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Спасать «КамАЗ» решили авансами по госзакупкам

Минобороны РФ

Власти собираются поддержать «КамАЗ» и других производителей грузовиков, распространив 80%-ное авансирование госзакупок автотехники на грузовики. Это должно облегчить нагрузку на их производителей, говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства.

В начале года бюджет авансировал госзаказ, и долг «КамАЗа» за I квартал сократился на 16 млрд руб. Но даже с учетом этого он увеличился с 148 млрд руб. в начале 2024 г. до 210 млрд руб. на конец марта 2025 г. За три месяца «КамАЗ» выплатил 10 млрд руб. процентов – вдвое больше, чем годом ранее.

Минпромторг обосновывает необходимость авансов стремлением избежать «создания избыточной кредитной нагрузки» на предприятия автопрома. Продажи по госзакупкам низко маржинальные, прибыль в них нормируема, но специфика производства транспортных средств такова, что с поставщиками компонентов приходится рассчитываться авансом, что вместе с макроэкономической ситуацией «существенным образом осложняют экономические возможности предприятия», пишет ведомство.

Рассчитывать на гражданский рынок «КамАЗу» не стоит. После начала войны западные производители грузовиков ушли из России, а «КамАЗ» сосредоточился на поставках для армии, уступив рынок китайцам. Китайские бренды захватили более 2/3 рынка, при этом продажи грузовиков сокращаются: по данным «Автостата», на 10% в 2024 г. «КамАЗ» в прошлом году снизил продажи сильнее всего из всех топовых производителей – на треть по сравнению с 2023 г. Он продал 17 254 автомобиля и впервые уступил лидерство.

В прошлом году «КамАЗ» получил убыток по РСБУ (3,4 млрд руб.), а по МСФО прибыль рухнула в 28 раз до 0,7 млрд руб. 

Гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин называл главной причиной проблем компании и всего рынка высокую ключевую ставку. Дело, по его словам, не столько в обслуживании долга, сколько в обвальном падении спроса: клиенты не могут обслуживать лизинг и автокредитование и принципиально не хотят тратить деньги. Он отмечал затоваривание китайскими грузовиками: к началу 2025 г. их на складах скопилось порядка 40 000: «Если ориентироваться на текущий прогноз – то есть на продажи 60-65 тыс. автомобилей в этом году, – то можно вообще ничего не производить, все эти машины уже есть. Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас».

Китайцы стали для «КамАЗа» такой проблемой, что власти начали атаку них. Глава Минпромторга Антон Алиханов и руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов (госкорпорация – крупнейший акционер «Камаза») потребовали защитить рынок от наплыва «некачественной» китайской продукции. Росстандарт отозвал сертификат одобрения у одной из самых популярных в России моделей грузовиков — китайского крупнотоннажного самосвала Shacman типа SX3258 – и проверяет другие.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку