Американские и турецкие дипломаты, в том числе госсекретарь США Марко Рубио и глава МИД Турции Хакан Фидан, подключились к организации российско-украинских переговоров в Стамбуле после того, как их первый раунд, запланированный на четверг, 15 мая, оказался сорван.
В пятницу во дворце Долмабахче состоятся трехсторонние переговоры Турция-США-Украина и Турция-Россия-Украина, сообщает Anadolu.
Источник «Интерфакса», знакомый с организацией встреч, утверждает, что представитель Турции лишь поприветствует российских и украинских представителей, после чего должен будет покинуть комнату. При этом российская делегация выступает против присутствия американских представителей на прямых переговорах с Украиной, отметил собеседник агентства.
Директор по политическому планированию Госдепартамента США Майкл Энтон проведет отдельную встречу с главой российской делегации Владимиром Мединским, сообщил BBC News американский чиновник. По данным Reuters, украинская делегация на переговорах обсудит возможную встречу Путина и Зеленского, а также прекращение огня.
Инициатива провести переговоры 15 мая в Стамбуле принадлежит Владимиру Путину — с таким предложением он выступил в ответ на совместный призыв стран ЕС и США к 30-дневному прекращению огня. Президент Украины Владимир Зеленский заявил о готовности лично встретиться с Путиным, если тот прибудет в Турцию. Однако российский президент отказался от личного участия и направил вместо себя делегацию во главе со своим помощником Владимиром Мединским, который уже представлял Россию на переговорах с Украиной в 2022 году.
Зеленский назвал состав российской делегации «бутафорским», отказался лично участвовать в контактах с ней и направил делегацию во главе с министром обороны Рустемом Умеровым.
Президент США Дональд Трамп изначально утверждал, что рассматривает возможность лично присутствовать на переговорах, однако, узнав об отказе Путина, заявил, что не станет корректировать свой тур по странам Персидского залив. При этом он подчеркнул: без его личного контакта с российским президентом серьезный прогресс на пути к прекращению огня в Украине невозможен.