На Петербургском международном юридическом форуме состоялась сессия «Правовые идеи декабристов: pro et contra. Уроки истории», где участники — включая министра юстиции Константина Чуйченко, ректора РГГУ Андрея Логинова и спецпредставителя президента по культуре Михаила Швыдкого — обсуждали восстание 1825 года через призму правовых концепций. В фокусе дискуссии, согласно трансляции, размещенной на сайте форума, был вопрос «иностранного влияния» на декабристов.
Как рассказал министр юстиции, идея устроить подобную дискуссию родилась после лекции помощника президента РФ Владимира Мединского, посвященной декабристам. «Возник вопрос, находились ли они под „иностранным влиянием“. Возникли вопросы, чего больше — за или против — в их деятельности», — пояснил руководитель ведомства. Отвечая на главный вопрос сессии, Чуйченко заявил, что не считает декабристов объектами «иностранного влияния». По его словам, «они не были под влиянием, а сами сознательно шли за западными идеями».
Глава Минюста отметил, что Павел Пестель и Александр Муравьёв восхищались политическим устройством США, а многие члены тайных обществ брали за образец американскую Конституцию. «Лично я не просматриваю иностранного влияния или, как фигурировало в материалах следствия, „влияния иностранного закулисья“ в их решении выйти на площадь», — подчеркнул он.
Чуйченко добавил, что, несмотря на наличие у декабристов ряда прогрессивных идей в области права, оценка их поступка с точки зрения государственной верности остается отрицательной.
«Я нашел только два этих самых „за“. Наверное, декабристы могли оправдать нарушение присяги и импульс к мятежу тем, что Александр I взошел на престол в результате переворота и был, я бы сказал, его участником. <…> Второе, что я бы отнес к категории „за“, а не „против“, — это, конечно, подвиг жен декабристов, которые повели себя очень достойно, отдав себя своим супружеским и человеческим обязательствам. Ну и на этом я готов закончить перечисление», — заявил министр. Он также отметил, что поведение декабристов и их действия после мятежа не могут быть отнесены к категории «чести и благородства».
По мнению Чуйченко, Россия могла бы развиваться стабильнее и быстрее, если бы восстания вовсе не произошло. «Лучше бы они не будили Герцена», — заключил министр.
В официальном описании к сессии утверждается, что декабристы «выступили против существующего государственного строя, нарушили офицерскую присягу и пролили кровь, что, безусловно, делает их в наших глазах преступниками, бунтовщиками, пожелавшими силой изменить политическую систему страны и, как следствие, скорее всего, втянуть народ в кровопролитную гражданскую войну». Вместе с тем подчеркивается, что в их программах содержались «по-настоящему прорывные для своего времени правовые идеи».
Восстание декабристов произошло 26 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Его организовали дворяне — в основном офицеры гвардии, выступившие против самодержавия и крепостного права. Мятежники воспользовались периодом междуцарствия — когда великий князь Константин отказался от трона, а Николай I еще не принес присяг. Их цели включали введение Конституции, ликвидацию самодержавия и учреждение временного правительства. Около 3 тысяч человек, включая солдат и матросов, собрались на площади. Однако лидер заговора Сергей Трубецкой не появился, а его заместители не решились взять на себя командование. Восстание было подавлено с применением артиллерии. По официальным данным, погибло 1271 человек.