Россияне согласны с тем, что рост цен замедлился, но не верят, что это всерьез и надолго – так можно интерпретировать результаты майского опроса фонда «Общественное мнение». Наблюдаемая населением инфляция (медиана оценок роста цен за последний год) снизилась второй месяц подряд – 15,5% против 15,9% в апреле. При этом инфляционные ожидания (медиана ожиданий роста цен в ближайший год) снова выросла: 13,4% против 13,1% месяц назад.
Это очень плохая новость для властей, прежде всего Центробанка, который много лет ориентируется на эти опросы при оценке того, как россияне воспринимают ситуацию с ценами, и их потребительских и сберегательных настроений. Во время проведения опроса (30 апреля – 14 мая) цены росли очень медленно: 0,08% с 1 по 12 мая. Это последний замер перед заседанием совета директоров ЦБ по ключевой ставке 6 июня. По итогам прошлого регулятор предупредил, что «дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий».
Инфляционные ожидания населения снова преподнесли неприятный сюрприз, комментирует экономист Дмитрий Полевой. Он допускает несколько объяснений того, что ожидания идут вразрез с ценами. Главное – объявленные перед майскими праздниками изменения в бюджете и правительственном экономическом прогнозе в конце апреля. Рост дефицита бюджета у обывателя обычно ассоциируется с неизбежным ослаблением рубля и будущим ростом инфляции, индексация тарифов ЖКХ повышена вдвое – все это активно обсуждалось в медиа и напомнило людям о предстоящем повышении тарифов на 12% с июля. На это наложились заморозки в ряде регионов, угрожающих урожаю фруктов и ягод с неизбежным ростом цен, продолжает Полевой, могло сказаться и падение цен на нефть на фоне «торговых войн США против всех».
Результат опроса определили малообеспеченные россияне. Инфляционный ожидания тех, у кого нет сбережений, подскочили с 13,9% до 15%. У людей со сбережениями ожидания, наоборот, ощутимо снизились: 11,6% против 12,4% в апреле. Но бедных больше, и они перевесили. Более того, доля людей без сбережений за месяц выросла с 58% до 62%.
При этом снижение инфляции заметили все, особенно те, у кого сбережений нет. Наблюдаемая ими инфляция снизилась с 17,4% до 16,8%. У людей со сбережениями она сократилась с 14,2% до 14%.
Люди без сбережений острее воспринимают инфляцию и менее уверены в устойчивости своего материального положения. Они гораздо более чувствительны к росту цен на продукты, а они дорожают быстрее всего. Инфляция по корзине потребления малообеспеченного населения (в основном продовольствие) заметно подскочила, соответственно, индикатор фактического благосостояния этой группы ниже уровня годовой давности, отмечал Дмитрий Белоусов из аналитического центра ЦМАКП.
Эксперты же признают успехи ЦБ в борьбе с инфляцией и считают ее снижение устойчивым. Мы видим классическое воздействие ставки на экономику, констатирует экономист Егор Сусин. Аналитики Райффайзенбанка прогнозируют, что по итогам года рост цен составит всего 6,5%. А аналитики MMI даже провозгласили: «Полная и безоговорочная победа над инфляцией состоялась».