Российские власти запускают секвестр бюджета на ключевые проекты поддержки национальной экономики после резкого падения нефтегазовых доходов, от которых зависит каждый третий рубль в казне.
Как сообщает «Коммерсант», «под нож» решено пустить финансирование программы развития авиапрома, в рамках которой Кремль рассчитывал заменить западные лайнеры у российских авиакомпаний. Совокупный бюджет программы с изначальных 101,2 млрд рублей сократится на 22% — до 78,8 млрд рублей, согласно поправкам в закон о бюджете, которые одобрил комитет Думы по промышленности.
Базовая госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которой планировалось на 40% увеличить выпуск гражданских товаров к 2030 году, потеряет 66,9 млрд рублей финансирования.
Расходы на поддержку автопрома будут урезаны на 35 млрд рублей, на «высокотехнологичные отрасли» — на 46 млрд рублей, на «производство инновационного транспорта» — на 25 млрд рублей, на производство судов и судового оборудования — на 12,6 млрд рублей. На 9 млрд рублей сократятся расходы поддержку научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) в гражданских отраслях.
Почти треть финансирования — 1,7 млрд рублей из 5,6 млрд — потеряет федеральный проект производства промышленных роботов, в рамках которого президент Владимир Путин требовал вывести Россию в топ-25 стран мира по плотности роботизации.
В режим экономии правительство переходит на фоне резкого падения сборов сырьевых налогов: поступления в бюджет от нефти и газа в феврале и марте обвалились на 17% год к году, накопленным итогом за январь–апрель — на 10%, а в мае, по расчетам Reuters, спад ускорился до 33%.
Российская нефть Urals, по данным Argus, сейчас продается по $50-52 за баррель, хотя бюджет верстали с расчетом на $70. Ситуацию усугубляет крепкий рубль: курс доллара впервые два года закрепился ниже 80 рублей вместо 94,6 рубля, заложенных в проект казны. В результате рублевая цена нефти — критический для бюджета параметр — упала ниже 4000 рублей за баррель, что на треть ниже бюджетного ориентира.
По расчетам Минфина, по итогам года бюджет недоберет 2,6 трлн рублей нефтегазовых доходов по сравнению с изначальным планам, а его дефицит втрое превысит изначальные оценки и станет рекордным с пандемии — 3,8 трлн рублей.
Чтобы свести концы с концами в бюджете, Минфин и ЦБ оценивают возможность девальвации рубля — до 100 за доллар, рассказывал Reuters источник в правительстве. Впрочем, власти опасаются, что падение рубля может стать бесконтрольным и разгонит инфляцию, которую Центробанк отчаянно пытается затормозить с помощью рекордной за два десятилетия ключевой ставки — 21%.
Залатать бюджет с помощью резервов Минфину становится все сложнее: ликвидные активы Фонда национального благосостояния сократились втрое с начала войны и составляют лишь $40 млрд — минимум с момента создания ФНБ в 2008 году. Исчерпание резервов в условиях низких цен на нефть повышает вероятность дополнительного повышения несырьевых налогов в следующем году, предупреждал ранее директор по инвестициям УК «Астра FM» Дмитрий Полевой.