Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство приготовилось к рекордному с пандемии дефициту бюджета

Премьер Михаил Мишустин (справа) и министр финансов Антон Силуанов видали и больший дефицит
Премьер Михаил Мишустин (справа) и министр финансов Антон Силуанов видали и больший дефицит Сергей Бобылев / ТАСС

Падение цен на нефть заставило правительство спешно корректировать бюджет. Вскоре после того, как Минэкономразвития обновило прогноз на этот год, понизив среднюю экспортную цену российской нефти Urals на 20% до $60, Минфин пересмотрел основные параметры бюджета.

Доходы резко сократятся – с 40,3 до 38,5 трлн руб., расходы немного вырастут – с 41,5 до 42,3 трлн руб., а дефицит вырастет более, чем втрое – с 1,2 до 3,8 триллиона, или с 0,5 до 1,7% ВВП. В абсолютном значении больше было только в пандемию (4,1 триллиона), в прошлом году дефицит составил 3,5 трлн руб. За первые три месяца расходы превысили доходы на 2,2 трлн руб.

Недобор ждет нефтегазовую ренту. Падение цен на нефть в сочетании с более крепким рублем – курс доллара понижен с 96,5 до 94,3 руб./$ в среднем за год – уменьшит нефтегазовые доходы бюджета на 2,6 трлн руб. Вместо 10,9 трлн руб. они теперь запланированы в размере 8,3 триллиона.

Ненефтегазовые доходы в первом квартале выросли на 10,6% и поступают с опережением плана. Теперь Минфин ждет, что они окажутся на 0,8 трлн руб. больше, чем было заложено в бюджет.

Это и позволило Минфину увеличить расходы в соответствии с бюджетным правилом – на те же 0,8 триллиона, на которые растут ненефтегазовые доходы. Важность этого подчеркивают экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков и аналитики «Твердых цифр». «Все по бюджетному правилу: ненефтегазовый дефицит прежний, приращение дефицита в точности равно снижению нефтегазовых доходов против прежних ожиданий, бюджет остается структурно сбалансированным», – отмечают аналитики «Твердых цифр».

Новый размер нефтегазовых доходов ниже базовых 9,1 трлн руб. В соответствии с бюджетным правилом, в таком случае разница покрывается из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Прежний бюджет закладывал доходы на 1,8 трлн руб. выше базового уровня, на эту сумму предполагалось пополнить кубышку, в которой на 1 апреля оставалось 3,2 триллиона. Вместо этого 0,8 трлн руб. может пойти на затыкание бюджетной дыры.

Впрочем, министр финансов Антон Силуанов уже заявил о необходимости привести правило в соответствии с новыми реалиями. В таком случае возросшую дыру придется финансировать за счет увеличения займов, которые в этом году запланированы в размере 4,8 трлн руб.

Минфин делает бюджет более релевантным ситуации по дефициту: 3,8 трлн руб., или 1,7% ВВП близко к тому, что ждали аналитики, отмечает экономист Егор Сусин. Исаков отмечает, что новый дефицит на 0,5% ВВП больше его оценки, но «в целом отражает уже сложившиеся в первом квартале тренды».

Но даже после повышения плана по расходам на 2025 г. их величина сократится в постоянных ценах по отношению к 2024 г., подчеркивает Исаков: рост до 42 триллионов составляет около 5% против инфляции в 7,6%.

Это изменение бюджета может оказаться не последним. Осенью будет подготовлен второй блок поправок для того, чтобы обеспечить финансированием возникающие расходы с учетом уточнения параметров прогноза и бюджета, предупредил Минфин.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку