Российские власти сократят расходы на поддержку производства новых самолетов и вертолетов на фоне проблем с их разработкой и выпуском. В 2025 году в рамках соответствующего федерального проекта будет потрачено на 22,4 млрд руб. меньше, чем планировалось ранее (101,2 млрд). В частности, финансирование госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» урежут на 12,8 млрд руб. (изначально планировалось 54,7 млрд), а программы «Развитие авиационной промышленности» — на 9,6 млрд (при плане 46,5 млрд). Это следует из поправок к федеральному бюджету на текущий год, которые поддержал комитет по промышленности Госдумы, пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ.
Основное сокращение (на 8,5 млрд руб.) коснется субсидий лизингодателям и авиакомпаниям на покупку и эксплуатацию воздушных судов, пояснил собеседник издания, знакомый с обсуждением поправок. Он связал такой секвестр со «сдвигом вправо» сроков и объемов выпуска лайнеров в рамках Комплексной программы развития авиаотрасли (КПГА). «Нет самолет — нет потребности в компенсирующих субсидиях», — подчеркнул источник «Коммерсанта». Другой собеседник издания в отрасли отметил, что субсидии для лизингодателей компенсируют цену закупки у производителя, что «может быть чувствительно». КПГА правительство утвердило в июне 2022 года в ответ на санкции против гражданской авиации. Изначально планировалось, что к 2030 году авиакомпании получат больше тысячи отечественных лайнеров. Однако за три года войны авиазаводы выпустили всего пять самолетов — три Ту-214 и два Ил-96-300. В начале 2025 года правительство сократило в 1,5 раза план по выпуску воздушных судов.
В госкорпорации «Ростех» заявили, что урезание бюджетного финансирования не повлияет на планы по выпуску воздушных судов. «Ведем испытания новых самолетов и готовим серийное производство, чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании», — отметил представитель госкорпорации. Сокращение финансирования «вряд ли может ускорить процесс», но оценить последствия для авиапрома от этого без данных о финансовых запасах у производителей сложно, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.
По словам гендиректора компании «Авиасистемы» Дмитрия Хоружика, изменение финансирования не повлияет на сроки исполнения программы поставок воздушных судов. Он отметил, что ключевые проблемы российского авиапрома — перебои с поставками комплектующих из-за загруженности предприятий гособоронзаказом, а также незавершенность опытно-конструкторских работ, связанная с импортозамещением. «Никакими деньгами это не ускорить», — подчеркнул Хоружик. Он добавил, что саму КПГА уже признали «переразмеренной» и будут пересматривать ее ключевые показатели в сторону уменьшения.