Падение цен на российскую нефть ниже ценового потолка привлекло на рынок ее перевозок западные судоходные и страховые компании. Не опасаясь нарушить санкции, они также помогли заполнить «дыру», образовавшуюся в результате внесения в январе в черный список почти двух сотен танкеров теневого флота администрацией Джо Байдена.
За последние три месяца около трети всех грузов с нефтью сорта Urals покинуло российские порты на западных танкерах, свидетельствуют данные о владельцах и отслеживании судов, собранные Bloomberg. Это самый высокий показатель с осени 2023 г., когда Министерство финансов США впервые ввело санкции против судов, нарушающих ценовое ограничение. В июне 2024 г. доля западных танкеров падала до минимума в 6%, затем она подросла и в конце прошлого – начале этого года составляла около 20%.
Активизировались и западные страховщики, которым разрешено предоставлять услуги только тем судам, что вывозят нефть, проданную не более чем за $60 за баррель (на этом уровне США и ЕС установили ценовой потолок). Их доля также составила около трети, поскольку они, как правило, страхуют суда, принадлежащие западным компаниям, отмечает Bloomberg.
Западные перевозчики очень быстро отреагировали на изменение рыночной ситуации. В апреле, когда нефть Brent рухнула примерно с $75 до $60 за баррель (и Urals, соответственно, падала до $50 и даже ниже), доля западных танкеров составила максимальные в этом году 35%.
Дополнительным фактором стал дефицит танкеров на российских маршрутах после того, как в январе администрация Джо Байдена перед уходом из Белого дома ввела санкции против примерно 180 судов теневого флота, возивших нефть из Арктики и с Дальнего Востока. Часть связанных с Россией кораблей была переброшена с западных маршрутов на восточные, освободив место иностранным судам, отмечает Мэри Мелтон, старший аналитик по грузоперевозкам Vortexa.
«С февраля-марта мы наблюдаем заметный рост поставок российской нефти на западных судах типа Aframax и Suezmax из российских портов в Балтийском и Черном морях», – говорит Светлана Лобачева, главный аналитик лондонского судового брокера E.A. Gibson Shipbrokers. Ключевыми факторами, по ее словам, стали предпочтения покупателей (индийские НПЗ, например, однозначно не хотели иметь дело с подсанкционными судами) и снижение цен на российскую нефть ниже потолка.