Минпромторг предложил запретить государственным учреждениями и компаниям закупать иностранные телевизоры. Это следует из постановления министерства, опубликованного 2 июня на портале regulation.gov, обратил внимание «Коммерсант». В пояснительной записке к документу необходимость отмены правила «второй лишний» для иностранной техники при госзакупках и введения полного запрета на ее приобретение аргументируется тем, что в 2024 году госструктуры купили 45,7 тыс. телевизоров, из которых 60% оказались импортными. При этом всего в стране было произведено 2,4 млн телевизоров. «Усиливается роль государства в обеспечении стимулов для роста производства российских телевизоров за счет закрытия потребности государственных и муниципальных заказчиков», — отметили в Минпромторге.
В реестр российской радиоэлектроники Минпромторга, которая доступна для госзакупок, входят всего два производителя телевизоров — «Квант» и «Дюкс», но последний не до конца соответствует требованиям. В то же время «Квант», который выпускал устройства под брендом Irbis, в апреле остановил производство из-за низкого спроса. В случае введения запрета на закупку иностранных телевизоров продажи отечественных устройств вырастут, но также и конечная их стоимость будет «в несколько раз выше», говорит представитель производителя ТВ STI Group Кирилл Скворцов. Он также добавил, что вся российская продукция, даже входящая в реестр Минпромторга, собирается из китайских компонентов.
В производстве отечественных ТВ около 80% итоговой стоимости устройств приходится на китайские матрицы, отмечает директор департамента бытовой электроники OCS Владислав Бородин. Из-за этого, по его словам, производителям будет трудно войти в реестр для участия в госзакупках, так как с текущего года доля иностранных комплектующих не должна превышать 60%. Также в результате запрета госорганизации останутся без «больших телевизоров», поскольку в России не выпускают устройства с диагоналями больше 65 дюймов из-за более сложного производства, добавил Бородин.
«Для выхода на окупаемость компания должна продать в среднем около миллиона устройств. Реализовать такие объемы в условиях прямой конкуренции с иностранными вендорами очень сложно, поскольку отечественные ТВ, как правило, оказываются дороже минимум на 10%», — говорит директор департамента КБТ «Марвел-Дистрибуции» Лариса Сенина. Рынок телевизоров — это в первую очередь розница, тогда как на сегмент госзакупок приходится небольшая доля, подтвердил Бородин.