МОСКВА, 6 июн (Рейтер) - Крупные покупатели сжиженного углеводородного газа в Балканском регионе - Болгария и Румыния - в мае 2025 года приступили к прямым закупкам СУГ из США, продолжив замещение продукта российского происхождения из-за действия санкций Евросоюза, свидетельствуют данные трейдеров и LSEG. Болгарские и румынские потребители после вступления в силу в конце прошлого года санкций ЕС в отношении основных видов СУГ из РФ (за исключением бутана и изобутана) переключились на альтернативные закупки топлива, в частности, в грузинских, греческих и турецких портах, а в последнее время в США. По данным трейдеров и системы LSEG, в мае из американского порта Маркус-Хук в акваторию болгарского порта Бургас прибыл танкер класса VLGC (very large gas carrier) Hallasan Explorer (IMO 9941219) с партией около 21.000 тонн СУГ. В период с 9 по 21 мая при помощи операций «борт-борт» (ship-to-ship, STS) с танкера Hallasan Explorer было перегружено на газовозы Epic Sardinia, Orinda и Enigma шесть партий СУГ объемом около 3.000-4.000 тонн каждая с дальнейшей поставкой в порты Болгарии, Румынии и Украины, по данным источников и LSEG. Несколько лет назад из США в Румынию и Болгарию осуществлялись разовые поставки СУГ небольшими танкерами, а в последние месяцы ресурс американского происхождения поступал на Балканы через STS-перевалку в акватории греческого порта Каламата. Болгария увеличила морской импорт продукта через порт Бургас в январе-мае 2025 года на 11,7% по сравнению с январем-маем 2024-го до 119.000 тонн. При этом поставки из российских портов сократились втрое, но в четыре раза возросли из Грузии. По итогам прошлого года Болгария незначительно сократила морской импорт СУГ, в то время как сухопутные поставки упали примерно на треть. Кроме того, увеличились экспортные отгрузки газа из Болгарии в соседние страны - до 35.000 тонн с 21.000 тонн в 2023-м. Поставки СУГ танкерами-газовозами в Болгарию осуществляются только через Бургас. Пропан-бутан из РФ и Казахстана до июля 2024 года также поступал в страну железнодорожными цистернами через паромную переправу из российского порта Кавказ в Варну, однако в дальнейшем такие отгрузки прекратились из-за отсутствия паромов, перенаправленных на другие маршруты. Популярность пропан-бутана в качестве моторного топлива в Болгарии остается высокой: среднее соотношение розничных цен на СУГ к бензину Аи-95 в январе-мае 2025 года составило около 49%, по оценке трейдеров. Традиционно соотношение розничных цен на СУГ к Аи-95 ниже 50% считается выгодным для перевода автотранспорта на использование пропан-бутана в качестве моторного топлива. Румыния практически полностью прекратила закупки СУГ из российских портов: доля поставок из РФ ещё в прошлом году упала до 1,0% с 19% от общего объема в 2023-м. При этом восполнить выпавшие объемы СУГ из РФ в прошлом году румынские трейдеры смогли в основном за счет увеличения закупок в Турции. Румыния нарастила морской импорт СУГ в январе-мае 2025 года на 13,4% по сравнению с январем-маем 2024-го до 146.000 тонн, по данным LSEG. По мнению трейдеров, спрос на автогаз растёт в Румынии, при этом также часть объемов СУГ, поступающих в страну через порты, в дальнейшем реэкспортируется в Украину, Болгарию, Сербию и другие страны. Соотношение розничных цен на автогаз к бензину Аи-95 в Румынии в январе-мае 2025 года составило около 49%, по оценке участников рынка. География стран-поставщиков СУГ в румынские порты в этом году расширилась по сравнению с 2024 годом - за счет начала поставок из Грузии, США, Хорватии и Франции, по данным LSEG и источников. Румыния увеличила морской импорт СУГ в 2024 году на 3,6% по сравнению с 2023-м до 303.000 тонн, в то время как Болгария сократила морской импорт через порт Бургас на 1,7% по сравнению с 2023-м до 257.000 тонн, по данным LSEG. Потребление СУГ в Румынии составляет около 550.000 тонн в год, в Болгарии - около 450.000 тонн в год. Румынский рынок СУГ обеспечивается за счет поставок как с местных НПЗ, так и за счет импорта, в основном через два порта - Галац (73% от морского импорта в 2024 году) и Мидию (24%). Болгарский рынок обеспечивается поставками с местного НПЗ в Бургасе (около 100.000-110.000 тонн в 2024 году), а также за счет сухопутного импорта из Румынии (примерно 25-30% от всего импорта) и морского - через порты Бургас и Варна. Ниже в таблице приведены данные морского импорта СУГ в Болгарию (порт Бургас) и Румынию в 2024-2025 годах с разбивкой по регионам портов отгрузки (по данным LSEG), в тысячах тонн: Страна Регион порта янв-май янв-май +/-, в %, назначения отгрузки 2024 2025 янв-май янв-май 25/24 25/24 Румыния Турция 41,0 42,1 1,0 2,6 Румыния Греция 59,7 30,9 -28,8 -48,2 Румыния Египет 18,4 29,3 10,9 59,4 Румыния Грузия 0,0 17,0 17,0 - Румыния Италия 3,8 11,1 7,3 193,6 Румыния США 0,0 7,0 7,0 - Румыния Мальта 1,0 4,0 3,0 304,0 Румыния Хорватия 0,0 2,3 2,3 - Румыния Франция 0,0 2,2 2,2 - Румыния Россия 2,2 0,0 -2,2 -100,0 Румыния Нидерланды 2,7 0,0 -2,7 -100,0 Румыния, всего 128,7 145,9 17,2 13,3 Болгария Грузия 9,8 30,7 21,0 215,1 Болгария Турция 41,1 19,5 -21,5 -52,4 Болгария Россия 51,6 18,4 -33,2 -64,4 Болгария Греция 0,0 14,3 14,3 - Болгария США 0,0 10,5 10,5 - Болгария Хорватия 0,0 9,0 9,0 - Болгария Египет 0,0 7,9 7,9 - Болгария Ливия 0,0 4,5 4,5 - Болгария Испания 0,0 4,0 4,0 - Болгария Италия 4,0 0,0 -4,0 -100,0 Болгария, всего 106,4 118,8 12,4 11,7 Болгария+Румыния, итого 235,1 264,7 29,6 12,6 * - из Тамани и Темрюка - казахстанский и российский СУГ; из грузинского Батуми - казахстанский СУГ; из греческой Каламаты - частично СУГ американского происхождения; из турецких и мальтийских портов - СУГ разных стран происхождения