В первом квартале 2025 года площадь торговых площадей гипермаркетов 200 крупнейших российских ритейлеров упала на 99 800 кв. м год к году — до 5,2 млн кв. м. Размер закрывшихся площадей гипермаркетов стал максимальным за квартал по меньшей мере с 2018 года, подсчитали аналитики Infoline.
Количество магазинов этого формата за первые месяцы года упало на 12 объектов — до 1019. По большей части такой рост закрывшихся магазинов большой площади связан с уходом с рынка гипермаркета Selgros и изменением бизнес-стратегии сети «Магнит». Первая компания остановил работу всех 11 своих магазинов и прекратил операционную деятельность, отметили аналитики. Вторая в первом квартале закрыла 11 супермаркетов и гипермаркетов торговой площадью более 17 700 кв. м.
Торговые площади «Магнита» за первые три месяца года в целом не сократились, пояснили в компании, а по итогам 2025-го ввод площадей в сравнении с 2024 годом планируется значительно увеличить. Отмечается, что к концу прошлого года из 31 483 торговой точки сети 20 000 приходилось на магазины формата «у дома». За год объектов крупной площади стало меньше на 33, отмечали в «Магните».
Согласно данным Infoline, сопоставимые площади гипермаркетов (93 328 кв. м) попадали под закрытие во время пандемии коронавируса, во втором квартале 2020 года. При этом за весь 2024 год разница между закрытыми и открытыми гипермаркетами в России составила всего один объект (при сокращении торговой площади на 66 000 кв. м). Но уже в первом квартале текущего года темпы закрытия таких магазинов существенно опережали открытия, а остановившие работу точки масштабнее по площадям, чем открытые, отметили аналитики.
Из пяти крупнейших сетей магазинов с товарами повседневного спроса (FMCG) лишь у «Ашана» в 2024 году было зафиксировано падение выручки в гипермаркетах. Согласно подсчетам Infoline, она сократилась 1% — до 222,7 млрд рублей (без учета НДС). Metro, «Магнит», «Глобус» и «Лента» нарастили выручку в денежном выражении. Последняя сохранила лидерство среди ритейлеров по продажам в магазинах большого формата с ростом в 12,4% (до 514,4 млрд руб.).
Формат гипермаркета становится убыточным, констатировал в беседе с «Ведомостями» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Причина — сокращение трафика покупателей как в торговых центрах, так и в отдельно стоящих объектах.
По мнению партнера консалтинговой компании OneStory Ольги Сумишевской, в последние годы торговля широким набором непродовольственных товаров уходит в маркетплейсы, в связи с чем для ритейлеров становится нерентабельным держать огромные гипермаркеты с пустыми полками.