Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Крупнейший железнодорожный мегапроект Кремля отложили на два года из-за отсутствия денег

Валерий Шарифулин / ТАСС

Российские железные дороги откладывают реализацию третьей очереди проекта расширения БАМа и Транссиба из-за нехватки финансирования, сообщил замглавы транспортной монополии замгендиректора Андрей Макаров на Петербургском международном экономическом форуме.

Проект стоимостью $10 млрд, с помощью которого Кремль рассчитывал расширить пропускную способность железных дорог и увеличить вывоз сырья в Китай, по словам топ-менеджера, переносится на 2026-27 гг.

«Мы должны были выйти уже на первые работы с начала этого года. Сейчас это сдвигается минимум на год. Но реально мы видим, что два года здесь будет, наверное, сдвижка», — сказал Макаров (его цитирует РБК).

Деньги, заложенные в бюджете РЖД на другие крупные железнодорожные стройки в этом году, также практически исчерпаны. Лимит на транспортный коридор «Север — Юг» будет выработан в июле, тогда же закончится запланированное финансирование на строительство подходов к портам Северо-Запада, рассказал Макаров.

По проектам на БАМе деньги будут исчерпаны в октябре, и для Амурской области и Хабаровского края это «может стать критическим», поскольку компании-подрядчики РЖД выступают крупными налогоплательщиками, предупредил топ-менеджер: «Относительно наших объемов их снижение сразу отражается на наполняемости бюджетов».

Изначально РЖД закладывали в бюджет 1,3 трлн рублей на инфраструктуру и закупки подвижного состава, но в конце прошлого года урезали инвестпрограмму на треть, до 890 млрд рублей.

Финансирование модернизации БАМа и Транссиба «похудело» в 3,6 раза — с 400 до 110 млрд рублей. Расходы на коридор «Север-юг» стали меньше в 4,4 раза (9 млрд рублей вместо 40 млрд); на строительство на Северо-Западе страны — в 4,2 раза (4 млрд рублей вместо 17 млрд). В мае РЖД приняли решение дополнительно сократить расходы на закупку локомотивов и вагонов — на 32,5 млрд рублей.

Головной болью для РЖД стало резкое повышение ставок по кредитам, рассказывал ранее источник «Коммерсанта», близкий к монополии. РЖД закладывали в бюджет ставку Центробанка на уровне 16% годовых, тогда как в реальности она достигала 21%. В результате только на выплаты по кредитам РЖД в этом году придется потратить почти четверть выручки, или 688 млрд рублей, что почти в 6 раз превышает показатель 2023 года.

Из-за санкций, дефицита кадров и попыток развернуть грузопотоки на восток РЖД в прошлом году зафиксировали сильнейший за 15 лет обвал грузовых перевозок — на 4,1%, до 1,18 млрд тонн — самого низкого уровня с 2009 года. За январь–апрель 2025 года погрузка на сети РЖД сократилась еще на 6,8%. В результате компания, по собственным оценкам, может недополучить 87 млрд рублей годовой выручки, писал Reuters со ссылкой на материалы РЖД.

Власти рассматривали возможность предоставить РЖД 60 млрд рублей субсидий, чтобы компенсировать убытки из-за скидок, которые монополия дает угольным компаниям на перевозки в южные и западные порты. Но инициативу заблокировал Минфин.

По итогам встреч с железнодорожниками и угольщиками глава ведомства Антон Силуанов дал понять, что денег на помощь РЖД нет, а «казна пуста», рассказал присутствовавший на переговорах источник близкого монополии издания «Гудок».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку