АО «Российские железные дороги» готовbт план сокращения расходов в 2025 году из-за резкого падение грузоперевозок и снижения выручки, сообщает Reuters со ссылкой на материалы компании.
Инвестпрограмма РЖД, которая изначально составляла 1,3 трлн рублей, затем была урезана до 890 млрд рублей, сократится еще на 32,5 млрд рублей. Пустит под нож РЖД планирует расходы на обновление и модернизацию основных фондов, в том числе железнодорожных путей, а также локомотивов и вагонов, цитирует Reuters презентацию компании.
Из-за снижения грузоперевозок, которые в прошлом году упали до 15-летнего минимума, а за январь–апрель текущего года сократились еще на 6,8%, РЖД недополучит 87 млрд рублей: по новому плану годовая выручка госкорпорации составит 2,711 трлн рублей вместо 2,8 трлн. Объем перевозок грузов по сети РЖД в 2025 году сократится на 36,7 млн тонн, до 1,205 млрд тонн, что на 3% меньше, чем было запланировано, следует из презентации.
Головной болью для РЖД стало резкое повышение ставок по кредитам, рассказывал ранее источник «Коммерсанта», близкий к монополии. РЖД закладывали в бюджет ставку Центробанка на уровне 16% годовых, тогда как в реальности она достигла 21%. В результате только на выплаты по кредитам РЖД в этом году придется потратить почти четверть выручки, или 688 млрд рублей, что почти в 6 раз превышает показатель 2023 года.
Для сокращения издержек РЖД планирует снизить объем привлечения ставшего дорогим заемного финансирования до 678 млрд рублей с запланированных 860 млрд. Это позволит снизить затраты на обслуживание долга до 570,7 млрд рублей, цитирует Reuters презентацию РЖД.
В прошлом году компания получила вливания из бюджета на 162 млрд рублей. Но сможет ли правительство снова помочь РЖД, остается вопросом: деньги остро нужны казне, чтобы оплачивать войну с Украиной, которая уже обошлась в 20 трлн рублей и потребует еще более 13 трлн в 2025 году.
Чтобы свести концы с концами в бюджете, РЖД ранее резко сократили расходы на инфарструктурые стройки: проект расширения БАМа и Транссиба, критически необходимый для вывоза сырья в Китай, потерял две трети финансирования: вместо 375 млрд рублей это будет 117 млрд. Расходы на развитие подходов к портам европейской части РФ при этом было решено фактически заморозить.