МОСКВА, 23 июн (Рейтер) - Россия и Белоруссия нарастили железнодорожные отгрузки моторного топлива в направлении Центральной Азии, Афганистана и Монголии за пять месяцев 2025 года на 25% в годовом выражении до 3,470 миллиона тонн, показали данные трейдеров и расчеты Рейтер.
Поставки в регион увеличились из-за сокращения экспорта нефтепродуктов из РФ по западным маршрутам после введения антироссийских санкций странами ЕС и США, что заставило трейдеров перенаправить объемы в Азию и Африку.
Часть нефтепродуктов из РФ и Белоруссии перевозится Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ) через порты Каспия в порты Туркмении и далее в направлении Южной Азии, в том числе в Пакистан и Афганистан.
Страны Центральной Азии, Афганистан и Монголия не имеют достаточных мощностей для производства собственных нефтепродуктов и сохраняют зависимость от российского импорта.
ДИЗТОПЛИВО
Поставки дизтоплива в регион в январе-мае 2025 года выросли к аналогичному периоду прошлого года на 30% до 1,463 миллиона тонн, в том числе 1,448 миллиона тонн из России и 14.900 тонн (1%) из Белоруссии.
Порядка 215.500 тонн (15% от общего объема) за рассматриваемый период было поставлено из РФ в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан смешанными видами транспорта - нефтепродуктопровод-железная дорога.
Лидером по импорту дизтоплива стала Монголия: за пять месяцев этого года в страну отгружено 656.100 тонн продукта, что на 10% больше, чем за такой же период 2024-го.
Киргизия импортировала около 265.000 тонн дизтоплива (+15%), Таджикистан - 188.100 тонн (+28%), Узбекистан - 192.600 тонн (+64%).
Казахстан, имеющий собственное производство товарного дизтоплива, закупил в январе-мае 2025 года 84.000 тонн продукта, что в 2,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импортируют российское дизтопливо в основном промышленные и транспортные компании, не включенные в ежемесячный план распределения топлива Минэнерго.
Экспортеры российского и белорусского дизтоплива нарастили мультимодальные поставки по Каспийскому морю в направлении Туркмении в январе-мае 2025 года до 58.530 тонн, хотя за аналогичный период прошлого года таких поставок не отмечено.
АВТОБЕНЗИН
Экспорт и транзит автобензина в страны Центральной Азии, Афганистан и Монголию выросли за пять месяцев 2025 года на 1% в годовом выражении до 1,167 миллиона тонн, в том числе 44.100 тонн из Белоруссии.
Сдерживающим фактором для поставок стал рост экспорта казахстанского бензина в апреле-мае до 124.000 тонн с 3.235 тонн за такой же период прошлого года.
«Из-за роста экспорта казахстанского бензина цены снизились и конкуренция обострилась в Центральной Азии», - сказал трейдер.
Кроме того, в России действуют ограничения на экспорт бензина - с декабря 2024 года вывоз этого топлива разрешен только производителям.
Российские и белорусские экспортеры поставляют бензин смешанным маршрутом по транспортному коридору Север-Юг через внутренние морские терминалы Ильинка, близ железнодорожной станции Новолесная (экспортная), порт Махачкалы далее по Каспию в направлении портов Туркмении.
За пять месяцев 2025 года такие поставки взлетели в 11 раз до 158.110 тонн, из которых на белорусское топливо приходится 42.775 тонн.
АВИАКЕРОСИН
Поставки авиакеросина из РФ и Белоруссии в направлении Центральной Азии выросли за пять месяцев 2025 года на 61% до 427.000 тонн.
Крупным потребителем российского и белорусского авиатоплива стал Узбекистан, куда было поставлено 150.400 тонн авиакеросина против 43.300 тонн за аналогичный период прошлого года.
Казахстан закупил в январе-мае текущего года 130.600 тонн авиатоплива (+43%), Киргизия - 82.200 тонн (+10%), Монголия - 27.500 тонн (-4%), Таджикистан - около 34.000 тонн (+40%).
Доля белорусского авиатоплива за пять месяцев текущего года составила 8% или 33.900 тонн.
СУГ
Экспорт сжиженного углеводородного газа (СУГ) из России в направлении стран Центральной Азии, Афганистана и Монголии увеличился за пять месяцев 2025 года на 87% до 415.650 тонн.
Ограничения на вывоз СУГ из Казахстана и санкции Запада против Москвы, запрещающие экспорт пропана из РФ в ЕС, способствовали росту отгрузок российского топлива в страны Центральной Азии.
В частности, российский СУГ существенно потеснил СУГ из Казахстана в Таджикистане - импорт из РФ вырос в 24 раза за январь-май 2025 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 68.820 тонн.