Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Переписку и звонки россиян предложили сделать прозрачными под предлогом борьбы с мошенниками

Антон Кардашов / Агентство «Москва»

Мессенджеры, соцсети и другие платформы, входящие в госперечень организаторов распространения информации в интернете (ОРИ), могут обязать отслеживать переписку и звонки граждан РФ и блокировать их в случае появления подозрений о действиях мошенников в ходе общения. Для этого сервисы будут использовать антифрод-системы защиты, в том числе на основе искусственного интеллекта (ИИ).

С таким предложением Национальный совет финансового рынка (НСФР), включающий несколько десятков российских банков, обратился к комитету Госдумы по финансовому рынку в рамках проекта поправок ко второму пакету мер по борьбе с кибермошенничеством, сообщает РБК.

Согласно инициативе, стандартной практикой ОРИ должен также стать разрыв соединения при звонках, поступающих абоненту от тех, кого нет в его записной книге (если пользователь предварительно не внес его в список исключений). Кроме того, предлагается ввести автоматическую блокировку аккаунта пользователя, если провайдер заблокировал привязанный к нему номер телефона из-за подтвержденного мошенничества (или по иным причинам, которые определит правительство).

В НСФР также предложили обязать операторов связи «использовать решения голосового антифрода» с использованием нейросетей, который способен прервать или «вклиниться» в звонок от мошенника, а также блокировать на период до шести часов «нехарактерные» входящие звонки абоненту при мошеннической активности. Помимо этого, провайдеры должны выявлять «признаки воздействия вредоносного кода на софт» на устройствах абонентов-физлиц при проведении денежных переводов. Роскомнадзор будет сообщать о таких признаках банкам.

Все требования к системам, анализирующим разговоры и переписки абонентов, будет определять правительство. Оно же установит, какие конкретно действия относить к кибермошенничеству и в каких случаях ОРИ обязаны уведомлять провайдера о выявленных признаках мошенничества. Комитет Госдумы направил предложения в Минцифры, Генпрокуратуру, ФСБ, МВД и другие ведомства.

Отслеживание звонков и переписок будет вестись только при согласии абонента, утверждает участвующий в обсуждении проекта собеседник РБК. По его словам, власти смогут «замедлять трафик» к мессенджерам или другим ОРИ в случае неисполнения ими описанных требований.

По мнению директора Института исследований интернета Карена Казаряна, предложенные банками меры будет трудно реализовать. Операторы связи сейчас не имеют понимания того, как должен работать механизм взаимодействия с антифрод-системами и в какой именно момент нужно разрывать звонок с мошенниками.

Он подчеркнул, что современные мессенджеры «не могут прямо вмешаться в коммуникацию между двумя пользователями», а иностранные сервисы, такие как WhatsApp или Telegram, просто не станут исполнять ограничения российских властей. «Зачем им выполнять эти требования? Сейчас они могут блокировать пользователей по запросу правоохранительных органов. Часть сервисов даже делают это, но не более того», — отметил он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку