Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китай уличили в масштабных серых схемах при продаже машин в Россию

Александр Авилов /Агентство «Москва»

Китайские автопроизводители годами завышали объёмы продаж машин за счёт серого экспорта и занимались сомнительными схемами поставок в другие страны, включая Россию. По оценке консультанта Китайской ассоциации автодилеров Ван Мэна, из 436 тыс. экспортированных в 2024 году машин 90% — «нулевые» по пробегу. 7 июня Чжу Хуаронг, председатель китайского автопроизводителя Changan, призвал к пресечению экспорта подержанных автомобилей с нулевым пробегом на китайской автоконференции, заявив, что эта практика может «нанести колоссальный ущерб имиджу китайских брендов» за рубежом.

В случае поставок в Россию машины с китайского конвейера выкупались дилером или экспортёром, регистрировались в Китае и отправлялись за границу как подержанные. Они попадали в РФ, в том числе через страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан) и Ближнего Востока.

Подобная схема поставок в Россию работала до 2023 года и использовалась, например, для поставок через Кыргызстан, который входит в ЕАЭС. Из-за мягких условий растаможки в ЕАЭС и отсутствия жёстких требований к стоимости авто российские и кыргызские дилеры массово оформляли документы, где реальная стоимость машины занижалась в разы — например, новая машина порой оценивалась по бумагам как стоящая $4-6 тыс. В результате пошлины рассчитывались от заниженной цены. После растаможивания авто отправляли в Россию или Казахстан.

В 2023 году Россия запретила продажу автомобилей с нулевым пробегом от марок, у которых уже есть официальные дистрибьюторы в стране. Бюро торговли Хэйхэ, китайского города на границе Китая и России, в ноябре прошлого года заявило, что решение затронуло крупнейшие китайские марки — Chery, Changan и Geely. Вдобавок 1 апреля 2024 года Россия изменила порядок расчёта пошлин для ввоза из стран ЕАЭС, чтобы устранить ценовые преимущества.

Такая практика позволяли китайским компаниям и их дилерам искусственно раздувать статистику, экономить на налогах, получать льготы в Китае и России и избавляться от излишков продукции. Согласно расследованию Reuters, власти не менее чем в 20 регионах Китая поддерживали такой экспорт — выдавали лицензии и создавали льготные условия логистики. Экспорт помогал раздувать рост регионального ВВП и служит индикатором выполнения планов, спущенных Компартией Китая.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку