В многоквартирных домах начали устанавливать более дешевые лифты на замену старым, пишет «Коммерсантъ». В январе–июне стоимость закупок соответствующего оборудования на аукционах по региональным программам капремонта сократилась на 8,5% год к году — до 32,3 млрд рублей. При этом в натуральном выражении число торгов выросло на 1,9% — до 8,4 тыс., подсчитали в Российском лифтовом объединении (РЛО).
Гендиректор завода «Пульс» Артем Исаев рассказал, что заказчики начали экономить на моделях лифтов, поскольку региональные фонды капремонта жестко контролируют бюджет. Эту информацию подтвердила партнер практики «Недвижимость» консалтинговой компании Neo Арина Матвеева. По ее словам, сами производители также все чаще предлагают более дешевые варианты, рассчитывая выиграть тендеры и сохранить объем заказов. В целях сокращения расходов регионы также отказываются от дополнительного оборудования и услуг, ранее включенных в стоимость контрактов, добавила Матвеева.
По данным РЛО, всего в России эксплуатируются 605 тыс. лифтов. Из них 50 тыс. уже отработали отведенные им 25 лет и нуждаются в замене. Еще у 60 тыс. лифтов срок службы истечет до 2030 года. Для их замены потребуется 436 млрд рублей, уточнили в ассоциации. Региональные программы капремонта являются одним из ключевых каналов сбыта продукции для производителей, отметил Исаев. Он пояснил, что рассчитывать на коммерческий сектор пока не приходится из-за снижения спроса на лифты со стороны девелоперов. В январе–мае объем ввода многоквартирных домов снизился на 10% год к году — до 11,6 млн м², сообщал Росстат. К этому привело падение продаж жилья в новостройках: за тот же период они просели на 17,1%, до 189 тыс. договоров долевого участия.
На этом фоне производители лифтов вынуждены сокращать производство. Согласно Росстату, в январе–апреле российские компании выпустили 7,3 тыс. единиц оборудования — на 10,2% меньше, чем в эти же месяцы прошлого года. Исаев предупредил, что такая тенденция вкупе с низкой маржинальностью в госсегменте грозит ростом убытков и падением рентабельности. По его словам, это вынудит производителей экономить на качестве комплектующих, сервисе или персонале.
Ситуацию усугубляют конкуренты из Китая и Турции, добавил основатель SIS Development Ярослав Гутнов. Он отметил, что производители из этих стран борются за спрос со стороны застройщиков, предлагая продукцию по более низким ценам, нежели отечественные заводы. По данным РЛО, в январе–июне на зарубежные предприятия, преимущественно китайские и турецкие, пришлось 35% от общего объема смонтированных в России лифтов. В целом за этот период было установлено 15,8 тыс. единиц оборудования, уточнили в объединении.
В 2024 году в стране смонтировали 40,4 тыс. новых лифтов. Это минимальное число с 2022 года (39,7 тыс). Сокращение было вызвано уменьшением закупок по программам капремонта. По данным РЛО, в 2024 году регионы приобрели 13,9 тыс. лифтов на 60,6 млрд рублей — на 26% меньше год к году. Снижение объясняли сложной экономической ситуацией и отсутствием возможностей софинансирования замены со стороны правительства России и региональных властей. В Щербинском лифтостроительном заводе говорили, что почти 50% аукционов на закупку лифтов проводилось с рассрочкой платежа на три–пять лет, а часть торгов и вовсе не состоялась, поскольку стоимость финансирования рассрочки для заводов сейчас составляет около 25% годовых.