Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия с начала войны ввезла в обход санкций запчасти для Boeing и Airbus на 1 млрд евро

Антон Новодережкин / ТАСС

За три года войны с Украиной Россия смогла ввезти детали для западных самолетов Boeing и Airbus на 1 млрд евро, несмотря на то, что такие поставки запрещены санкциями ЕС и США, говорится в расследовании финской гостелерадиокомпании Yle. Журналисты изучили данные российской таможни, купленные у коммерческого оператора. Как выяснилось, в нелегальных поставках авиазапчастей участвовало более 360 компаний по всему миру. Многие из них затем оказались в западных черных списках. Крупнейшими странами-экспортерами были Объединенные Арабские Эмираты, африканский Габон, Китай и Турция.

Россия закупала как критически важные компоненты — например, двигатели, так и обычные принадлежности для салонов. Кроме того, в списках есть оборудование, пригодное для военного использования: радиолокационные системы и бортовые компьютеры. Всего с февраля 2022 по сентябрь 2024 года в Россию попали детали для Airbus на 600 млн евро и запчасти для Boeing на 400 млн евро. При этом реальные объемы поставок могут быть больше.

Получателями были десятки различных компаний — в основном перевозчики, выполняющие гражданские рейсы. Среди них расследователи выделили S7 Engineering, которая описывает себя как ведущую российскую компанию, предоставляющую услуги по обслуживанию и ремонту западных самолетов. Boeing и Airbus в ответ на запрос Yle заявили, что соблюдают все действующие законы и санкции, связанные с Россией, и что законного способа экспортировать самолеты, запчасти, документацию или услуги в эту страну не существует.

В феврале журналисты Investigate Europe выяснили, что Россия также получала детали для западных лайнеров через Индию. За три года войны из республики поступило более 700 грузов. В них входили генераторы, клапаны, герметики, аккумуляторы разные типы датчиков, лопастей винтов и бортовых дисплеев, а также небольшие винты, болты и фильтры и другие детали.

При этом свыше 200 закупленных компонентов могли использоваться в военных целях, хотя их преимущественно импортировали гражданские авиаперевозчики. Например, Utair, в отношении которой в декабре 2024 года были введены санкции Евросоюза за «логистическую поддержку российской армии», получила около четверти всех товаров. Также детали для самолетов доставались «Аэрофлоту», его «дочкам», «Уральским авиалиниям» и проч.

США и ЕС запретили поставлять российским перевозчикам самолеты и комплектующие к ним, а также проводить техническое обслуживание уже имеющихся воздушных судов. В апреле глава Минпромторга РФ Антон Алиханов рассказал, что в США зависли купленные ранее авиазапчасти на $500 млн и что Москва потребует их разблокировки в рамках переговоров о завершении войны в Украине. Министр отмечал, что правительство также намерено добиться от Airbus и Boeing признания ремонтных работ, которые российские компании провели на их лайнерах в условиях санкций. Такое обслуживание осуществлялось «без соответствующей верификации лицензии от иностранных производителей», пояснял он.

По данным Росавиации, сейчас в распоряжении российских авиакомпаний находится 1138 самолетов. При этом флот на две трети состоит из Boeing и Airbus, которые обеспечивают 90% перевозок пассажиров внутри страны.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку