В ближайший год в России могут закрыться 20% работающих в такси компаний, а до конца 2026-го с рынка с большой долей вероятности уйдут еще 10% перевозчиков, сообщили «Известиям» представители нескольких крупных таксопарков. По их словам, компании будут вынуждены закрываться из-за невозможности обновлять парк автомобилей при высокой ставке Центробанка, которая на данный момент находится на уровне 20%.
«Несколько таксопарков уже близки к закрытию. До конца года некоторые из них не доживут», — сказал изданию представитель компании «Ритм». В Multi taxi отметили, что в группе риска находятся прежде всего молодые автопредприятия, открывшиеся три года назад на волне спроса на такси. «У них еще не накоплены внутренние резервы для существования в условиях высоких ставок лизинга», — пояснил руководитель Multi taxi Василий Баранов. Текущие ставки лизинга сделали убыточной эксплуатацию большей части машин, а перевозчики перестали обновлять транспорт и вынуждены продлевать срок службы авто до шести лет и более, отметил инвестор таксопарка «Шоколад» Спартак Заболотский. «Если еще пару лет назад доходность до выплаты налогов была 16% с учетом последующей продажи машины за полцены, то сейчас она опустилась до 6% при учете эксплуатации старых автомобилей. Если работать только на новых лизинговых машинах, то рентабельность падает до минус 20%», — пояснил он.
Помимо неподъемного лизинга на компании влияют и проблемы с новыми китайскими автомобилями. Если популярные у перевозчиков Hyundai, Kia, Skoda, Volkswagen и Toyota окупались за три года и служили четыре–пять лет, то китайские и отечественные аналоги работают по 1,5 года и требуют дорогостоящего ремонта трансмиссии еще до истечения лизинговых сроков. «При сравнительно меньшей цене ресурс ряда технических узлов (вариаторной коробки передач, двигателя и пр.) оказывается недостаточным, чтобы эксплуатировать машину пять–шесть лет», — пояснил основатель и гендиректор такси «Авеню Групп» Омар Багамаев.
В середине следующего года старые машины при пробегах свыше 400 тыс. км уже не смогут выдерживать нагрузки в такси, и потребуется массовое обновление техники. Однако, по словам Заболотского, при сохранении рентабельности в 5–6% перевозчикам будет выгоднее закрыть бизнес и положить капитал на депозит в банк.
Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова напомнила, что средний возраст автомобилей в Москве составляет около 3,5 года, а в регионах — около пяти-шести. Старение таксопарка, который раньше обновлял каждые 3–5 лет, не приведет к полной остановке отрасли, но вызовет усиление серого сектора, поскольку часть водителей уйдет в тень, отметила Зарипова. «Мы ожидаем снижения количества легальных перевозчиков в такси, что неизбежно скажется на тарифах и доступности услуг для пассажиров», — добавила эксперт.
Масштабное обновление машин в таксопарках начнется при условии снижения ключевой ставки ЦБ, а сроки закупки новых автомобилей будут зависеть от их стоимости, говорит коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Кириллова. Она напомнила, что на данный момент средняя цена на иномарку составляет 3,62 млн руб., а на отечественное авто — 1,56 млн.