Отец Андрей Кордочкин пытается представить Путина и его окружение плохими христианами, лицемерными ханжами, которые устами говорят о христианстве, но живут отнюдь не по-христиански. Отец Андрей также говорит о свободе совести в России, однако, как и многие российские оппозиционеры (оппозиция внутри МКАД), не желает высказаться об имперской природе России.
И прежде всего — в тех регионах России, которые были захвачены империей в разные исторические эпохи, где живет нерусское коренное население, права которого закатаны в имперский асфальт.
Автор вновь, вслед за русской политической эмиграцией, продвигает хорошо известную формулу о плохом Путине и хорошей России — просто делает особый акцент на ханжестве Путина и выделяет как особую проблему Московскую патриархию.
Однако роль и место Московской патриархии, как и религиозное лицемерие Путина и его окружения — не причина проблем со свободой совести в России, не причина того ужаса, в котором ныне пребывает и сама Россия, и мир, который именно из-за России оказался де-факто в Третьей мировой войне. О. Андрей будто не хочет видеть: имперская природа России есть причина всех бед, а имперское использование религии — всего лишь часть этой имперской природы России.
Симфонúя с властью для религии — всегда плохо!
Когда религия, любая, соединяется с государством, а особенно с империей, с автократией, получается идеология подавления. Новые правые, апеллирующие к религии, или регионы мира, где власть и религиозные деятели слились в одно целое, — бесспорное тому подтверждение.
Погибший при покушении американский проповедник Чарли Кирк, один из героев статьи о. Андрея, как ни крути, ближе всего к имперской дугинской идеологии. Талибан — ничем не лучше нациствующих мьянмарских буддистских монахов. А идеология христианского национализма, продвигаемая «новыми правами» в США, очень похожа на идеологию, что продвигали «Братья-мусульмане», много где признанные экстремистами, — с той лишь разницей, что «Братья-мусульмане» после поражений в Египте, Тунисе и Иордании ныне сильно потеряли политический потенциал и маргинализовались.
Важно подчеркнуть, что дело не в религии как таковой, не в священных текстах. Религия — прежде всего люди, и у одних священный текст — орудие любви и гуманности, а у других — орудие смерти. Другие — это и есть политики-автократы, в том числе и Путин, и патриарх Кирилл с его показной набожностью. Оба они — продолжение истории России, наполненной религиозно-политическим двуличием; впрочем, они не только типично российская, но и типично мировая история, дающая нам массу примеров подобного лицемерия.
А тогда — что удивляет о. Андрея? Иван Грозный, организовавший де-факто крестовые кровавые походы в Сибирь, Поволжье, в Астрахань — расширял империю, изображая христианина. Петр Первый, Елизавета, Екатерина — разве не декларировали они себя православными христианами, когда преследовали магометан, и иудеев, и инославных христиан, расширяя империю? А жизнь они какую вели — разве христианскую?
Николай Первый был настоящий фанатик, одержимый идеей православной империи, Александр Третий и его сын Николай Второй без колебаний пользовались религией, и не только православием, но и иными верами захваченных народов, как имперским оружием.
К примеру, известный миссионер Николай Остроумов создавал в Туркестане — и, надо сказать, преуспел в этом — практически новую секту мусульман, которые только что не святым считали русского царя и читали в честь него специальную молитву. Так что заявление патриарха Кирилла о близости ислама к православию — то же самое остроумовское имперское использование мусульманской религии в качестве оружия. Цель у РПЦ одна: внушить захваченным империей мусульманским народам России имперскую мысль, что они часть «русского мира», и отправить их воевать за «русский мир». Москва особенно в начале войны в Украине старалась закрывать потребности в личном составе за счет коренных жителей России — северокавказских этносов, бурят, тувинцев, якутов, список можно продолжать. Реальность же такова, что под крышей ФСБ действуют вполне нацистские группировки вроде «Русской общины», с их специфическим отношением к исламу.
В дело годятся не только православие с исламом, но и буддизм, и шаманизм: шаманы, камлающие и просящие предков о победе России в Украине, — оружие в руках имперской власти, как и ламы нужен лишь для того, чтобы «одухотворять» калмыков-ойратов, бурят и тувинцев.
Замечу, что еще 50 лет назад примерно такие же мракобесы управляли и европейскими странами — одна Португалия при Салазаре чего стоит!
Соединение буддизма с властью в Мьянме превратило эту страну в нацистское государство, и религия служит опорой режима. Афганистан при талибах — единственная мусульманская страна, где нормы шариата VII века практикуются без изъятий.
А возьмите Уганду, где церковь стала опорой диктатора Йовери Кагута Мусевени, который уже не первый год терроризирует сексуальные меньшинства, а часть консервативных правохристианских американских организаций его поддерживает.
В Индии при «благочестивом индуисте» Нарендре Моди — гонения на мусульман. В Израиле политики вроде Итамара Бен-Гвира готовы переформатировать страну в «государство на основе Торы».
Предшественницей нынешнего «православия» в России была коммунистическая квазирелигия, где были и боги (Ленин, Сталин, Маркс), и пророки, и писания. Советская модель сегодня прекрасно живет в китайской и северокорейской формах.
Да и американского президента Дональда Трампа можно причислить к числу псевдорелигиозных фундаменталистов: что его MAGA, если не псевдорелигия, не возврат к идеалам пуританского прошлого? Недаром же Чарли Кирк, с кого я начал это перечисление, был окружен почти священным почетом и посмертно предстал мучеником, в чем Трампа охотно и поддержали русские «православные». Путину и патриарху Кириллу не нужно тратить денег: новые правые симпатизируют российским автократам, потому что видят именно в них последнюю надежду спасти христианский мир от гнилого либерализма.
Чарли Кирк, правые и украинский вопрос
Гибель Чарли Кирка — отличный повод напомнить американским правым о их близости к русским фашистам, но и без него, и до его убийства консервативные республиканцы в Конгрессе тормозили жизненно важную военную помощь Украине, что с большой вероятностью ухудшило способность Украины сдерживать российские силы.
Да и сам Чарли Кирк при жизни определенно высказывался о войне, о военной помощи США Украине, о Владимире Зеленском:
Мне не нравится идея отправлять оружие Украине… продолжать финансировать горячий конфликт против России и Российской Федерации — это не наша война, не наш конфликт.
Нужно задать простой вопрос — кто выигрывает от мира, а кто от войны… Это военно-промышленный комплекс и олигархи правящего класса Украины.
Трамп знает правду о Зеленском. Он марионетка ЦРУ, которая погнала свой народ на бессмысленную бойню.
Почему Путин чувствует себя таким уверенным? … Кажется, он входит в те регионы, где его хотят видеть. … Это семейный спор, в который нам не стоит вмешиваться.
Цитаты Чарли Кирка излишне даже комментировать.
Глобальное антилиберальное сектантство
Цель путинизма не в том, чтобы грабить Россию или отвернуть ее от Европы, изображая истинно христианских ценностей, как думают наивные российские оппозиционеры (или притворяющиеся наивными). Цель путинизма и его союзников по всему миру — уничтожение либерализма, противодействие ему, уничтожение права на свободу — права, которое вне какой-либо религии и культуры и принадлежит любому человеку, в какой бы точке мира он ни жил. И люди вроде Кирка и ему подобных новых правых — если быть точнее, фашистов разного окраса, — прекрасно чувствовали и чувствуют эти цели и задачи путинизма: его направленность именно против либеральных ценностей, тех самых либеральных ценностей, которые презирал и Кирк, и германская АдГ, и французские, итальянские, и прочие европейские и не только европейские новые правые. Это идеология, снова мировая идеология, какой в 1930-е годы прошлого века был фашизм. Эта неофашистская злокачественная тоталитарная идеология уже захватывает мир, и путинизм стоит если не в самом центре, то на одном из самых видных мест в этой идеологии.
В этой связи очень интересны работы французской исследовательницы Марлен Лярюэль, ведущего академического эксперта по теме связей России и новых правых движений и идеологий на Западе. Ниже — ее ключевые тезисы, и, думаю, полезно их знать всем, кто наивно полагает, что мы имеем дело здесь всего лишь с фишингом. По мнению Лярюэль, состыковка интересов путинистов и западных новых правых (confluence) важнее, чем прямое влияние (influence) путинизма на них. Не стоит всерьез принимать широко используемый тезис, будто Россия «перезапустила» правые движения на Западе. Скорее здесь иное: идеологические рамки и принципы России и западных правых движений оказываются в значительной степени согласованы — то есть это совпадение интересов, а не жесткая директива из Москвы.
Общий идеологический якорь и путинистов, и новых западных правых, по мнению Лярюэль, — отказ от либерализма и акцент на «традиционных ценностях». Правые движения в США и Европе и режим в России объединяет, помимо критики либерализма, неприятие мультикультурализма, толерантности и глобализма как «вредоносного» проекта. И они — и путинисты, и новые правые — воспринимают себя как оборонителей, хранителей так называемой традиционной идентичности.
Россия в некоторых правых кругах Запада воспринимается как часть белой (панхристианской) идеологии. Марлен Лярюэль прямо говорит:
Некоторые радикалы в США воспринимают Россию как своего рода символ или воплощение идеи белой нации — или как страну, способную создать такую белую цивилизацию.
Исследования доктора Лярюэль прослеживают, как американские и европейские правые движения вдохновлялись русской правой, или, по-иному, так называемой евразийской мыслью. Упомянутая отцом Андреем Кордочкиным РПЦ — всего лишь инструмент в руках путинского режима, а не самостоятельный игрок.
Ханжество как принцип
Желание отца Андрея Кордочкина свести все к «плохой РПЦ» или попытка показать Путина как политика, провинившегося всего-то в том, что он живет не по-христиански, — вещь бессмысленная и бесперспективная, или если уж прямо сказать, совсем уж наивная. Если уж речь пошла о лицемерии и ханжестве в политике, то в нашем мире, там, где власть слилась на публике с религиозной идеологией, такое встречается сплошь и рядом.
Например, высшие и средние офицеры иранского Корпуса стражей исламской революции (опора нынешнего иранского режима) плюют в своей жизни на Коран, пьют запрещенные для мусульман виски и коньяк и посылают детей отдыхать на Запад. Или талибы, которые, когда начался хаос с выводом войск НАТО из Афганистана, усадили в улетающие в Америку самолеты с якобы афганцами, работавшими с США, своих родственников — и те ныне прекрасно живут в Штатах. А афганцы, действительно работавшие с американцами, сейчас с трудом выживают в Афганистане или в лагерях для беженцев в Пакистане.
Я могу рассказать, как уже упомянутые мьянмарские радикальные буддистские монахи, истребляющие мусульман рохинджа, держат бизнес в мусульманской Малайзии. Или как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дружит буквально взасос с Виктором Орбаном, одним из самых преданных союзников Биньямина Нетаньяху, которого, в свою очередь, Эрдоган иначе как чудовищем не называет.
Такое лицемерие у такого рода политиков и течений — вещь более чем распространенная, Путин отнюдь не исключение. Но самое главное — сторонники этих людей и этих течений знают об этом лицемерии, видят все это лицемерие и молчат, ибо таково сектантское мышление: прощать все грехи своим и строго спрашивать с чужих.
Конец истории
Пора уже и о. Андрею, и Владимиру Кара-Мурзе, о котором о. Андрей пишет в своей статье, и другим оппозиционным русским людям — светским и религиозным — перестать жить иллюзиями и искать «нормальную» Россию; зачем тратить время на рассуждения, насколько Путина соответствует или не соответствует нормам христианской морали. Думать нужно только об одном: как закончить историю России. Пора признать, что нынешняя война — не более чем продолжение колониально-имперской истории России, и московская церковь здесь только небольшая часть проблемы.
Не будем устраивать экскурсии в древнюю историю, посмотрим на новейшее время, на 25 лет правления Путина: вторая чеченская война, грузинская война, захват Крыма, захват части Донецкой и Луганской Украины, сирийская война и, наконец, нынешняя война.
Шесть войн!
Такова логика современной России. Такова же была логика и прежней, дореволюционной Россия, и большевицкого проекта, начиная с Ивана Третьего и заканчивая Брежневым и его вторжением в Афганистан.
После начала перестройки антиколониальные движения против московской метрополии быстро начали набирать обороты. Первым звонком были события в Алма-Ате 1986 года, когда Кремль, уверовав, что казахи уже потеряли идентичность и влились в «общую советскую», то есть русскоязычную семью, назначил руководителем республики русского. А казахи — казахи вышли на улицу! Кремль остановил антиколониальный первый протест насилием.
Потом были военные подавления антиколониальных протестов в Тбилиси, Вильнюсе, Баку. Наконец, СССР ушел — прежде всего потому, что нам всем повезло с тогдашним советским лидером. Михаил Горбачев не оказался тираном, не стал, подобно Слободану Милошевичу, хвататься за империю. Такого в истории России никогда не было, и поэтому в России Горбачева не любят — он не пролил море крови, чтобы сохранить империю.
Зато сразу же после падения СССР уже якобы новая Россия начала войну в Чечне. Та долгая, типично колониальная война завершилась уже при Путине установлением прокремлевского и проимперского тиранического кадыровского режима и массовыми убийствами мирного населения. И сейчас в Украине продолжается все та же кровавая колониально-имперская история.
Нынешняя Россия — это осколок давно ушедшей Европы, Европы колониальной, архаической, той, где церковь была неотделимой частью власти и инструментом идеологического подавления; той Европы, которая развязала в XX веке две мировые войны.
Нынешняя Россия пытается отменить послевоенные политические достижения: небыстро, но Европа отправила в прошлое себя прошлую, колониально-имперскую Европу. Сегодня не патриарх, не РПЦ, не Путин, сама Россия — проблема! Это не про русскую культуру, про русский язык и уж точно это не про православную веру: все эти три сущности расцветут без империи, уж точно не пропадут.
Не нужно тратить нервы и бюджеты западных наивных стран на «Прекрасную Россию будущего», на создание истинно христианской Московской патриархии вместо нынешней, на создание «западного образа России». Нужно просто отправить Россию в прошлое – вместе с ее несовместимыми с XXI веком амбициями и бредовыми историческими претензиями.
Это будет непростое и даже очень непростое решение, но лучшее для всех — создание на месте нынешней России нескольких, множества стран, у которых, возможно, будет реальный шанс вести мирную, созидательную жизнь.