Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Нюрнберг по-украински: когда можно будет судить Путина

Специальный трибунал по преступлению агрессии против Украины создан. Теперь международное сообщество сможет выдвинуть обвинения за развязанную Кремлем войну, причем не только против высших российских чиновников, включая Путина, но и против его союзников Лукашенко и Кима.
Памятник жертвам массовых убийств в Буче
Памятник жертвам массовых убийств в Буче @ukraine_world

Президент Украины Владимир Зеленский и генеральный секретарь Совета Европы Ален Берсе 25 июня подписали Соглашение о создании Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины. Соглашение стало результатом переговорного процесса, начавшегося поздней весной 2022 года и завершившегося 9 мая во Львове, где Основная группа из примерно 40 государств достигла политического компромисса о создании трибунала.

Пробел заполнен

В тот самый день, когда Россия праздновала 80-ю годовщину победы Советского Союза во Второй мировой войне, которую она активно использует для оправдания агрессии против Украин, называя захватническую войну «продолжением борьбы с нацизмом», — Украина и коалиция стран под эгидой Совета Европы заявили о намерении привлечь к ответственности Путина, Лукашенко и других политических и военных руководителей, несущих наибольшую ответственность за грубейшее попрание мира и безопасности в Европе, невиданное с тех самых пор как, это сделали нацисты и СССР, напав на Польшу в 1939 году.

Специальный трибунал — первый в истории международного уголовного правосудия орган, созданный исключительно для суда над преступлением агрессии.

Статут нового спецтрибунала называет «преступлением агрессии»:

планирование, подготовку, развязывание или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего характера, серьезности и масштабов является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций

Сам акт агрессии расшифровывается как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

Он также станет первым международным судом со времен Нюрнберга, который рассмотрит «высшее международное преступление» — как назвали преступление нацистов тогда, 80 лет назад.

Создание трибунала станет важным шаг по обеспечению справедливости за преступление, сделавшим возможными репрессии против крымских татар, фильтрационные лагеря Мариуполя, внесудебные казни Бучи, атаки на детскую площадку Кривого Рога и депортацию детей, разрушенные города, энергетическую инфраструктуру и окружающую среду, миллионы беженцев и искалеченных судеб. 

С сугубо юридической точки зрения, трибунал расширяет охват уголовной ответственности за преступление, которое в настоящее время не может быть расследовано Международным уголовным судом (МУС), а также позволяет преследовать дополнительный круг подозреваемых, в том числе военных и политических руководителей других государств.

МУС открыл полномасштабное расследование ситуации в Украине в 2022 году и с тех пор уже выдал шесть ордеров на арест, включая ордер на арест Путина. Однако по отношению к Украине юрисдикция МУСа по формальным причинам распространяется только на три вида преступлений — военные преступления, преступления против человечности и геноцид, поэтому за нападение на Украину в МУСе Путина судить не могут.

Таким образом, Специальный трибунал заполняет существующий пробел. Он также позволяет расширить уголовное преследование на лидеров Беларуси и Северной Кореи, чьи решения о предоставлении территории, персонала и вооружений, соответственно, могут расцениваться трибуналом как акты агрессии.

Расследовать можно, судить нельзя

Политический компромисс, достигнутый Основной группой, привел к тому, что в уставе трибунала содержится процессуальный барьер, исключающий фактическое привлечение к ответственности так называемой «тройки» лидеров государств — президента, председателя правительства и министра иностранных дел — на основании их личного иммунитета. Это не помешает прокурорам трибунала вести расследования и выдвигать обвинения против таких лиц, как Путин, Лукашенко и Лавров, однако их судебное преследование станет возможным лишь после прекращения их официальных полномочий.

Но это ограничение не препятствует привлечению к ответственности других должностных лиц — из администрации Путина, Совета безопасности и спецслужб, так что можно будет увидеть на скамье подсудимых всех тех лиц, кто причастен к ранним этапам российской агрессии, до 2022 года, в том числе и Владислава Суркова, не говоря уже о Николае Патрушеве, Сергее Нарышкине, Сергее Кириенко и многих других.

Помимо восполнения юридических пробелов, сам факт создания трибунала и любые последующие судебные процессы могут заложить основу для будущих механизмов репараций и способствовать формированию правдивого исторического нарратива о подлинных причинах войны, развязанной Россией в Украине.

Ложные нарративы играют ключевую роль в разжигании и оправдании российской агрессии. Под прикрытием «денацификации» Украины, где «нацистами» считаются те украинцы,  кто видят Украину суверенным и независимым от России государством, ориентирующимся на Европу, архитекторы войны отрицают само право Украины на существование, выбирая незаконное завоевание и подчинение соседской страны. Рассуждения Путина, что русские и украинцы — один народ, и его недавнее откровение, что «вся Украина — наша», могут стать важными доказательствами умысла захватить и подчинить себе Украину на процессе по обвинению в преступлении агрессия. Исторический контекст не столь важен в судебных процессах о депортации детей, об атаках против гражданской инфраструктуры и о других преступлениях, рассматриваемых МУСом.

Фиксация исторической правды способна усилить экспрессивное и символическое значение трибунала в контексте желания России сохранить имперское доминировании над Украиной и другими сопредельными государствами на протяжение последнего столетия, что может сыграть трансформационную роль в будущих процессах переходного правосудия и в самой России.

Самое важное — Трибунал может способствовать восстановлению чувства справедливости у Украины и украинцев — жертв российской агрессии. Опросы 2023 года показывают, что 75% украинцев считают невозможным достижение справедливости без ареста тех, кто несет ответственность за нападение на Украину и другие международные преступления, и без и суда над ними. Руководительница украинской правозащитной организации — лауреата Нобелевской премии «Центр гражданских свобод» Олександра Матвийчук уверена:

«Устойчивый мир, дающий свободу от страха и надежду на лучшее будущее, невозможен без правосудия».

Организационные сложности

Чтобы Специальный трибунал был воспринят украинским обществом, особенно с учетом вышеупомянутых ограничений на преследование «тройки», он должен предоставить доступ к правосудию именно индивидуальным жертвам преступления агрессии, традиционно считающегося преступлением против государства как такового.

Практика международных судов показывает, что необходимо взаимодействовать с пострадавшими и обеспечивать их значимое участие в работе трибунала. Для эффективной реализации этого подхода местоположение Специального трибунала не должно быть географически слишком удаленным, чтобы не препятствовать участию жертв.

Пока непонятно, где расположится трибунал.

Трибунал также должен предусматривать в своих правилах и процедурах определение «потерпевших» от агрессии, а также их возможность доносить до суда свои взгляды и притязания через квалифицированных и независимых адвокатов. Уже сейчас трибунал должен включить представителей жертв, таких, как украинские неправительственные организации, в дальнейшие консультации относительно правил и процедур работы. Но к сожалению, участие потерпевших или их представителей на стадии переговоров было крайне ограниченным. Например, ни украинские, ни международные организации гражданского общества не получили возможность ознакомиться с проектом устава трибунала до его принятия.

Это один из множества вызовов, с которыми уже столкнулся или еще столкнется трибунал. Несомненно, участятся попытки дискредитировать его как нелегитимный «русофобский» проект. Есть вероятность «пустых залов» суда в условиях отсутствия достаточной материальной и политической поддержки нового института.

Но при правильной реализации замысла его создателей Специальный трибунал станет важной частью экосистемы по обеспечению правосудия для Украины и украинцев, формирующейся вокруг преступной авантюры России, и оставить значимый след в развитии и укреплении международного права.

При наличии более активной политики по привлечению и участию жертв, при финансовой и политической поддержке со стороны как можно большего числа государств из региона Совета Европы и за его пределами — Соглашение предусматривает возможность присоединения к проекту не только стран Основной группы — и при стратегически взвешенном отборе дел для расследования, гарантирующим активизацию и результативность трибунала в течение следующих двух-трех лет, он сможет ответить на критику и оставить за собой прочное наследие юридических инноваций, одновременно предоставив Украине её Нюрнбергский момент.

***

Более 80 лет назад советский юрист Арон Трайнин сформулировал концепцию «преступления против мира» — нюрнбергского предшественника преступления агрессии — чтобы привлечь к ответственности нацистов за планирование и развязывание неспровоцированной войны завоевания.

Горькая ирония в том, что именно государство-преемник Советского Союза станет первым обвиняемым по этой статье в современной истории.

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку