Госбанк РФ ВТБ наблюдает рост просрочки в розничном кредитовании и связывает это с сокращением портфеля и плохим обслуживанием кредитов, выданных по высоким ставкам, сообщил первый зампред правления, финансовый директор банка Дмитрий Пьянов.
Доля «плохих» кредитов, с просрочкой более 90 дней, выросла до 4% в мае с 3,9% в апреле и 3,5% на конец 2024 года.
«В динамике коэффициентов NPL (доля „неработающих кредитов“ — ТМТ) основное влияние оказывают NPL физических лиц», — цитирует Пьянова Reuters.
Если доля просрочки в портфеле юридических лиц повысилась до 3,5% в мае с 3,4% на конец 2024 года с учетом «большой NPL угольной отрасли при переходе от марта к апрелю», то коэффициент NPL физических лиц вырос до 5% с 3,8% на конец 2024 года.
«По сути, из-за отсутствия фактора размытия портфель выгашивается, плюс портфель, выданный в период высоких ставок, ведет себя хуже, чем остальной. Поэтому коэффициент NPL физических лиц растет. Это, к сожалению, тот фактор, который будет наблюдаться и в дальнейшем», — сказал Пьянов.
ВТБ планирует и дальше «выгашивать» портфель физических лиц, и поэтому на снижающемся портфеле доля «плохих» кредитов продолжит рост.
«5% — это уже очень близко, например, к 7% в 2009 году. Понятно, что у нас, по крайней мере, в истории ВТБ, пик NPL физических лиц приходится на рубеж 14-15-16-го года. Вы помните, там были валютные ипотечники. Мы до этого уровня пока не дошли, это 8-9-10%», — сказал Пьянов.
Однако при сохранении текущих тенденций доля неработающих кредитов в розничном портфеле «легко может достигать 6-7% на рубеже 2025–2026 годов», добавил он.
Топ-менеджер ВТБ признал, что в банке недооценивали кредитный риск по займам, выданным в 2023–2024 году.
«Мы оценивали на лайфтайме где-то 3,5-4,5% cost of risk по розничным кредитам… Соответственно, будем иметь 5,5-6% на лайфтайме», — сказал Пьянов.
По юридическим лицам нет такого роста просрочки, и доля реструктуризаций невелика.
«У нас сейчас 3% портфеля находится в реструктуризации. Рекордные значения — 11,8% были в 2009 году, 11% — по итогам 2022 года», — сказал Пьянов.
«NPL пока стабильны. Да, есть отрасли, как уголь, как стройка, которые чувствуют себя хуже. Вы видите, что с большой вероятностью… мы находимся на перегибе ключевой ставки и, возможно, дальше процентное бремя на эти все отрасли будет снижаться».
Накануне глава Сбербанка Герман Греф говорил, что качество портфеля банка ухудшается и все больше компаний обращаются за реструктуризацией кредитов.
Зампред ЦБР Алексей Заботкин не исключил, что совет директоров на июльском заседании может рассмотреть «более значимое» снижение ставки, чем на заседании в июне, когда он принял решение снизить ее на 1 процентный пункт до 20%.
КРЕДИТОВАНИЕ КОРПОРАТОВ РАСТЕТ
ВТБ продолжает наращивать корпоративный кредитный портфель. К концу мая объем совокупного кредитного портфеля до вычета резервов составил 23,8 триллиона рублей, увеличившись на 0,4% в мае и с начала года.
Кредиты юридическим лицам составили 16,3 триллиона рублей, увеличившись на 0,8% в мае и на 2,3% за пять месяцев текущего года.
Кредиты физическим лицам сократились на 0,5% в мае и на 3,6% по итогам пяти месяцев 2025 года, портфель розничных кредитов по состоянию на 31 мая 2025 года составил 7,5 триллиона рублей.
Доля розницы в совокупном кредитном портфеле группы снизилась с начала года на 1 процентный пункт до 32% (33% на 31 декабря 2024 года).
Объем средств клиентов — физических лиц увеличился на 0,8% в мае и на 4,0% с начала 2025 года, достигнув 13,5 триллиона рублей.
Объем средств клиентов — юридических лиц сократился на 4% в мае и на 8,9% с начала 2025 года, составив 12,7 триллиона рублей.
Ранее ВТБ сообщал, что в 2025 году планирует придерживаться стратегии: направлять ресурсы на более доходное корпоративное кредитование, а беззалоговое потребкредитование — сворачивать.