Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Продажи автомобилей в первом полугодии рухнули на четверть, прогнозы на год понижены на 20%

Склады по-прежнему забиты непроданными машинами
Склады по-прежнему забиты непроданными машинами MT

В I полугодии в России продано 530,4 тыс. новых легковых автомобилей, а с учетом грузовиков и автобусов – 601,8 тыс., сообщил замруководителя аналитического центра «Автостат» Дмитрий Ерегин. Это означает сокращение всего рынка на 28%, в том числе легковых автомобилей – на 26%.

Основная часть населения сейчас покупает машину в крайних случаях – ДТП, серьезная поломка и т д, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Продажи сдерживают высокие цены на машины, меры Центробанка по сдерживанию автокредитования, высокие ставки по кредитам и депозитам – те, у кого есть деньги, предпочитают размещать их в банках, перечисляют причины спада дилеры и независимые эксперты. Они до последнего надеялись на оживление рынка во втором полугодии, но теперь не видят причин для этого и понижают прогнозы.

Теперь «Автостат» и Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в базовом варианте ожидают, что в этом году будет продано 1,25 млн легковых автомобилей, или на 20% меньше, чем в 2024 г. Прежние прогнозы были 1,38 млн машин, а нынешние 1,25 млн были пессимистичным сценарием. Теперь пессимистичный сценарий – падение на 30% до 1,1 млн, а лучший — на 10% до 1,7 млн.

«Пока базовый вариант достаточно позитивный, разговоры с участниками рынка показывают, что многие боятся более существенного падения», – отметил Удалов. Спад замедляется, но продолжается: в июне было продано 90,1 тыс. легковых автомобилей — на 28% меньше, чем в том же месяце прошлого года и на 1% меньше, чем в мае.

Дилеры в основном ожидают как раз 30%-ного падения рынка по итогам года. «Ситуация по сравнению с провальным мартом (в тот месяц продажи, по данным «Автостата», падали на 46% в годовом выражении – TMT) немного улучшилась, но покупателей по-прежнему мало, несмотря на скидки, и склады забиты. Так и живем – появится какая-то новая программа скидок, продажи подрастут, как только она закончится – [продажи] снизятся», – говорит менеджер крупной дилерской сети.

Снизить глубину падения помогают скидки – «маркетинговая активность дилеров и производителей по стимулированию спроса», а также госпрограммы – льготное автокредитование и лизинг, констатирует «Автостат». Правительство и Минпромторг, прислушавшись к жалобам «АвтоВАЗа», пообещало расширить и увеличить финансирование программ господдержки продаж отечественных автомобилей. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов обвинял в падении продаж конкуренцию с китайскими брендами, предоставляющими скидки на машины по 800-900 тыс. руб., что сопоставимо с ценой Lada Granta в базовой комплектации.

«АвтоВАЗ» в июне тоже предложил значительные по его меркам скидки (от 17% до 34%) на самые популярные модели. Завод шел на это из-за плохих продаж и забитых складов, рассказывали дилеры. Это сработало: если в мае продажи Lada падали быстрее рынка (на 36% в годовом выражении) 25 552, то в июне продажи Lada падали, как у всех – на 29% к прошлому году до 24,4 тыс. автомобилей. Ее ближайший конкурент Haval в июне снизил продажи на 40% год к году, Chery – на 35%, Shangan – на 37%, а Geely – на 44%. Впрочем, продажи Lada все равно оказались на 5% меньше майских.

Власти уже приняли меры поддержки и готовят новые. В мае госпрограмма «Семейный автомобиль» (скидка на машину 20%) была распространена на семьи с двумя детьми. Глава Минпромторга Антон Алиханов недавно пообещал увеличить скидки по механизмам поддержки спроса в автопроме, чтобы «не допустить прогнозируемой 40%-ной просадки» продаж по итогам года.

Деньги на это (выделенные на программы стимулирования спроса средства почти исчерпаны) Минпромторг рассчитывает получить за счет очередной индексации утильсбора – на этот раз для физлиц, которые ввозят для личного пользования автомобили с двигателями от 160 л.с.. За них они будут платить вместо льготных 3400-5200 руб. минимум 667 тыс. руб.

Повышение утиля не принесет дополнительные деньги, а лишь приведет к дальнейшему снижению рынка, предупреждает Удалов. Результатом станет сокращение ввоза машин, попавших под индексацию, – практика это уже доказала, объясняет эксперт.

Он не наблюдает факторов, способных кардинально изменить ситуацию на авторынке. Даже если ставки по вкладам снизятся до 15%, они все равно останутся интересными для населения, полагает Удалов. Кроме сберегательной модели поведения расти рынку продолжат мешать надежды на возвращение международных брендов, высокие ставки по кредитам, а также ожидаемый рост цен на новые автомобили из-за индексации утильсбора с нового года, резюмирует он. А разнообразные льготы со стороны государства и дистрибуторов, а также небольшой рост выдачи автокредитов, по его мнению, не в состоянии кардинально изменить ситуацию.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку