Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Добыча одного из крупнейших производителей угля в России рухнула на четверть из-за снижения цен и спроса от Китая

Одна из крупнейших российских добывающих компаний — «Мечел» — снизила добычу угля на 24% в январе–мае текущего по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 3,3 млн тонн, следует из обзора агентства Argus. В конце июня экс-гендиректор «Мечела» Олег Коржов заявлял, что финансовое положение компании осложняется падением цен на уголь, котировки которого достигли минимума: тонна угля популярной марки ГЖ стоила $97 — это на 31% ниже уровня годичной давности. «Ниже уже некуда», — отмечал топ-менеджер. Он добавил, что рассчитывать на рост спроса в Китае не приходится: объёмы выплавки стали и чугуна снижаются, загрузка мощностей — около 85%, а внутренняя добыча угля в Поднебесной растёт. Дополнительное давление оказывает режим импортных пошлин (до 6%), который распространяется на российский уголь.

«Мечел» первым получил поддержку, которую одобрила правительственная подкомиссия во главе с министром финансов Антоном Силуановым. Замдиректора по финансам компании Нелли Галеева рассказала, что «Мечел» получил рассрочку по уплате более 13 млрд руб. задолженности по налогам и страховым взносам на три года. По оценке аналитиков ПСБ, «Мечел» продолжает переживать непростые времена, и улучшение возможно только при росте цен и спроса. Реструктуризацию выплат компания получила и от ключевых кредиторов.

Как сообщил замдиректора департамента угольной промышленности Минэнерго Дмитрий Лопатин, по итогам января–мая совокупные убытки угольных компаний достигли 112 млрд рублей — столько же, сколько за весь 2024 год. Убыток составляет почти 1 млрд рублей в день. К концу года совокупный убыток отрасли может достигнуть 300–350 млрд рублей — уровня, сопоставимого с годовыми бюджетами крупных регионов России.

Гендиректор АО «Русский уголь» Владимир Коротин ранее называл происходящее «острейшим кризисом со времён 1990-х годов». По его словам, европейское эмбарго закрыло доступ к западным рынкам, а мировые цены рухнули до четырёхлетнего минимума — на 20% с начала года и в три раза по сравнению с 2022 годом. Китай, ставший основным покупателем российского угля, в 2024 году снизил импорт на 27% в денежном выражении. Как следствие, угольщики недополучили около $3 млрд валютной выручки.

На фоне кризиса резко выросла затоваренность портов. По данным директора по аналитике Ингосстрах Банка Василия Кутьина, на складах российских портов скопилось почти 50 млн тонн угля — четверть всего экспорта за 2024 год. Это подтвердили и стивидорные компании: «Почти все порты забиты. Нет вывоза, нет спроса, рынок неясен», — отмечают участники рынка.

По оценке агентства НКР, в ближайшие 12–18 месяцев возможна консолидация отрасли: в условиях давления и убытков более мелкие компании будут поглощаться крупными игроками либо проходить через санацию. Это может стать ответом на усиливающийся структурный кризис в угольной отрасли.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку